Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Ворота в рай для художников

В 2003 году, когда Чебоксары были выбраны культурной столицей Поволжья, скептики советовали для начала подлатать побитые остановочные павильоны в городах и подкрасить старые калитки в деревнях, а потом уже и про искусство подумать.
Прошло совсем немного времени, и остановочные павильоны и калитки сами стали объектом искусства в наших культурных столицах. А одной из таких столиц в республике впервые за всю пятилетнюю историю подобных марафонов в ПФО стало село.
Марафон культурных событий, как уже писала «СЧ», стартовал в Чувашии 9 сентября в городе Шумерле. Кроме Шумерли территориями культуры в этом году были признаны также Новочебоксарск и Шемурша, проявившие завидную активность в поисках брендов, демонстрирующих уникальность и неотразимость местности. Поэтому каждый проект-победитель, а их десять, во время марафона будет показан трижды, на всех перечисленных площадках. В Новочебоксарске марафон начался 16 сентября. А 29 сентября в это бурное море событий вступила и Шемурша.
Шемурша — долгожданная дебютантка республиканского марафона. Сельские просторы, о которых так много говорили устроители предыдущих культурных столиц, оказались идеальной площадкой для реализации самых сказочных на первый взгляд проектов. А Шемуршинский РДК вошел в «золотую десятку» сразу с двумя такими проектами. Первый из них, «Лесной бивуак дизайнеров. Эко-этно-эст», возник из идеи сделать ворота в село особым культурным кодом: ворота – как история местности, творческое начало и даже как ее презентация. Шемурша уже и без того была известна своими воротами на подступах к райцентру у лагеря «Лесная сказка». Здесь же Федор Мадуров поставил свои деревянные скульптуры, у которых тормозят автолюбители, удивленные национальной экзотикой. Авторы «Лесного бивуака» решили расширить понятие местной экзотики до таких «сказок шемуршинского леса», о которых раньше никто, кроме самих шемуршинцев, и не подозревал. Здесь появился огромный шалаш с гномами и Белоснежкой, скоморохами и цыганами, Бабами Ягами и даже французскими матросами. Исполняющие их роли школьники по совместительству являлись и заявленными дизайнерами территории въезда в родной район. За месяц работы они не только очистили навесы и павильоны на площадке у «Лесной сказки», но и отремонтировали и расписали их конями, аистами, красавицами и прочими садами цветов. В дело были втянуты трудные подростки, которых по шемуршинской политкорректности здесь именуют не иначе как люди в возрасте межпланетных гоблинов. Участниками этого антивандального проекта стали и сироты, и дети из многодетных семей.
Светлана Миронова, заведующая методкабинетом отдела образования, молодежной политики и культуры районной администрации, одна из авторов «Эко-этно-эста», говорит о продолжении проекта, как о настоящей «воротомании» района. Конкурсы на лучшие расписные ворота вдохновляют шемуршинцев на такие «ворота-полотна», что это может перерасти в целую «галерею ворот». А таковую наверняка захотят увидеть очень многие. Поэтому «Бивуак дизайнеров» плавно перетекает в другой проект – «Экскурсионный провинциальный оазис», один из блоков которого называется «Фольклорное подворье».
Обычай расписывать ворота животными невиданной красы здесь существует давно. Но шемуршинцы решили представить уникальные подворья не только с внешней стороны. Живой музей, то есть дом, где просто живут, полон фольклорных сокровищ. Начиная со старинных национальных костюмов хозяев дома, резных карнизов и расписной калитки самого строения и заканчивая вышитыми полотенцами и накрытым столом с чувашскими блюдами, рецепты которых сохраняются столетиями. В Шемурше сохранились свой особый жизненный уклад, свои традиции, народные промыслы, секреты которых, уверены здесь, не знают больше нигде. Все это – очень серьезная заявка на деревенский и так называемый экотуризм, который сейчас так популярен во всем мире. Чтобы выявить все имеющиеся таланты, в Шемурше проводили конкурсы палисадников, печек-лежанок, наличников и даже печных труб. Причем победа в конкурсе президентских грантов позволила поддержать творческих шемуршинцев, как хранящих традиции, так и выступающих новаторами в украшении быта.
«Экскурсионный провинциальный оазис» — это еще и целый фольклорный караван, который собрал коллективы из разных сел и деревень района. Каждое из восьми шемуршинских поселений представило по ансамблю. Они приняли участие в праздничном шествии по центральной улице райцентра. Причем многонациональная Шемурша предстала во всем великолепии: песни лились на чувашском, русском, татарском, мордовском языках.
Организаторы местного марафона не стали нарушать экологическое равновесие этого «сельского подключения» к культурной жизни на равных уже испытанными приемами с применением «тяжелой артиллерии» современного искусства. Хотя после собственного «Эко-этно-эста» здесь для начала с радостью приняли бы, например, какую-нибудь выставку «Митьков» или Ольгу Арефьеву с любым перфомансом. Курирующая программу со стороны Минкультуры начальник Управления культуры и искусства этого ведомства Роза Лизакова называет проект «Шемурша – территория культуры» более земным, то есть более приближенным к реальности, чем предыдущие «территории» культурных столиц. Район сам предложил инновационный проект по сохранению наследия, а культура здесь выступит не только как сфера приятного досуга, но и необходимость благоустройства. Поэтому нынешний марафон можно рассматривать больше как социальный, нежели как проект арт-продвижения. Удачей Роза Лизакова назвала и то, что нынешние территории культуры получились такими разными. В Новочебоксарске, например, главенствует музейная инициатива. Потому что город только на пути приобретения истории, традиций. Шумерля ищет свое через «дорогу к храму».
Максим Матросов, глава республиканской дирекции культурных программ, считает, что опыт проектной культуры в республике растет на глазах. И нынешние культурные проекты стали более продуманными, самостоятельными и органичными.
Это весьма утешительно, потому что финансирование культуры вскоре будет осуществляться большей частью через проекты и гранты, и участие в Марафоне культурных событий готовит к этому и работников культуры, и всех инициативных людей. Потому что одной инициативы уже мало. Полет фантазии надо уметь воплотить в жизнь с наибольшим эффектом.
Одним словом, чтобы спортсмены были не единственными, кто способен олицетворять национальное достоинство, остальным придется много тренироваться. Вернее, репетировать.


"Советская Чувашия"
04 октября 2006
00:00
Поделиться