Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

За серьезную музыку взялись по-настоящему

За серьезную музыку взялись по-настоящему
Музыка Дмитрия Шостаковича и неистощимая творческая энергия художественного руководителя Чувашской государственной академической симфонической капеллы Мориса Яклашкина сделали свое дело: обычный филармонический концерт стал незаурядным событием в жизни республики.
На открытии концертного сезона в Чувашской государственной филармонии публика заполнила бывший зал политпросвещения практически до отказа. Начинали программу студентка V курса факультета искусств ЧГУ им. И.Н. Ульянова, пианистка Анна Степанова и опытный музыкант, трубач Александр Чижиков. Они солировали в «Концерте № 1 для фортепиано с оркестром», несущем и надежды, и одинокий голос человека тридцатых годов прошлого века. Их музыкальный дуэт-поединок музыковеды отнесли к достижению из разряда «нам теперь есть что показать музыкальной общественности». А само появление серьезной девушки в черном, способной так тонко передать мощные образы гения, укрепляло в счастливой мысли, что новое поколение выбирает не только пепси.
Особенностью вечера стала и презентация компакт-дисков «По страницам мировой классики» и «По страницам чувашской музыки», выпущенных при содействии Чувашского отделения Сбербанка России. В рамках презентации прозвучали творения Филиппа Лукина и Арама Хачатуряна. CD стало тем собранием исполнений нашей капеллы, что можно без ложной скромности назвать избранным. Преподаватели уже успели оценить незаменимость компактов на занятиях, а для музыкантов это явилось стимулом для пополнения академического репертуара и поисков редко исполняемых в республике произведений. Морис Николаевич пообещал, что именно в этом сезоне слушателей ждет много неожиданного. И первым таким громом среди ясного неба стало исполнение никогда не звучавшей у нас ранее поэмы «Казнь Степана Разина» на стихи Евгения Евтушенко.
25 сентября мир отмечал столетие Дмитрия Шостаковича. Да и весь нынешний год проходит под этим знаком. Понятно, что такой коллектив, как наша академическая капелла, не мог пройти мимо этого юбилея. Но, взяв к исполнению этот кипящий сплав антисталинского опуса главного поэта оттепели и всеобъемлющей музыкальной скорби самого мощного композитора XX века, наши музыканты шли на риск. Такое «приглашение на казнь» явно не предназначено услаждать чуткий слух и без того пока не слишком многочисленных у нас слушателей симфонических произведений. Хотя на юбилей композитора поэму взяли к исполнению и в Томске, и в Саратове, и в Санкт-Петербурге, шесть лет ее исполняет и российский филармонический оркестр под управлением Владимира Спивакова, «Казнь Степана Разина», мягко говоря, не относится к классическим шлягерам. Музыка столь пронзительной силы способна заставить испытать боль. Однако риск оправдал себя с лихвой. Зритель был потрясен и по неписаным правилам ошеломительных концертов не звал на бис. Обошлись на этот раз и без приветственных официальных речей.
Морис Яклашкин показал себя недюжинным организатором, сплотив для этого действа не только наших солистов и музыкантов своей капеллы. В программе участвовали Марийская государственная капелла им. А. Искандарова и еще два хора – студентов факультета искусств ЧГУ имени И.Н. Ульянова и студентов Чувашского государственного института искусств. Доктор искусствоведения Михаил Кондратьев назвал открытие сезона в филармонии долгожданным «настоящим концертом», который может стать началом «настоящей филармонической жизни». Простой зритель может поинтересоваться о преимуществах таковой у жителей Санкт-Петербурга или Вены.


"Советская Чувашия"
27 сентября 2006
00:00
Поделиться