Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

АНДРЕЙ БУСЫГИН: Дело не только в финансировании

АНДРЕЙ БУСЫГИН: Дело не только в финансировании
Координационный совет, в очередной раз прошедший недавно в Чебоксарах, - пожалуй, самое представительное собрание руководителей культуры страны. Здесь региональные министры вместе с руководством федерального министерства обсуждают самые острые проблемы своей далеко не самой благополучной отрасли. Судя по событиям этого года, главным "героем" нынешней встречи стал Федеральный закон 131-ФЗ, в соответствии с которым в стране идет муниципальная реформа. Тем более что темой заседания было объявлено возрождение культуры на селе. Наш собеседник - заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ Андрей БУСЫГИН.
 
- Андрей Евгеньевич, возрождение культуры на селе остается остроактуальной и очень своевременной темой, когда бы к ней ни обращались. И тем не менее на сегодняшний день сделано очень мало. Какими обстоятельствами вызвано нынешнее внимание министерства к этой проблеме?
- Во-первых, это соответствует современным ориентирам на укрепление государственности, на осознание нашей российской национальной идентичности, что невозможно без обращения к истокам народной культуры. Согласитесь, без села России нет, хотя сегодня большая часть населения страны проживает в городах. Причем не об экономике речь. Я имею в виду прежде всего нравственные ценности. По данным социологов, именно сельское население страны считает важнейшими человеческими качествами трудолюбие, милосердие, бескорыстие, порядочность. Российское село - это та территория, где эти качества сохранились в большей степени. Пока, во всяком случае. Во-вторых, село в советское время подверглось беспрецедентному разрушению. И по этим долгам общество еще не расплатилось... Третье же обстоятельство - сугубо практическое, но не менее важное, поскольку продиктовано реалиями текущего времени, прежде всего реализацией муниципальной реформы, которая всколыхнула всю страну и, естественно, село в том числе. Реформа выявила огромное количество проблем, и, если не попытаться решить их сейчас, культуре села будет нанесен тяжелейший, возможно, непоправимый удар. Посмотрите, в последнее время создано множество новых муниципальных образований по всей стране. Огромное число новых людей пришло во власть, не считая депутатского корпуса. Например, в Московской области до реформы было 79 муниципальных образований, а теперь - 378. Депутатский корпус насчитывал около 1300 человек, сейчас - почти 5 с половиной тысяч. Представители этой новой власти иногда понимают, а иногда и не понимают проблемы культуры. Разграничения собственности практически нет, не разработаны механизмы перераспределения финансовых средств в связи с передачей полномочий.
- А не опоздали ли мы в принципе с возрождением культуры села - много ли осталось из того, что еще можно спасать?
- Конечно, опоздали. Но, можно сказать, мы повсюду опоздали - с сохранением памятников, например... Ситуация действительно очень сложная. Достаточно напомнить, что свыше 20 процентов зданий сельских учреждений культуры находится в аварийном состоянии. Очень остро стоит проблема с материально-техническим обеспечением, с кадрами, не говоря уж о зарплате работников культуры на селе, которая продолжает оставаться очень низкой. И тем не менее... Накануне проведения координационного совета мы задали региональным руководителям культуры вопрос: а есть ли хорошо работающие сельские учреждения? Оказалось, что в каждом субъекте Федерации такие есть, и их немало. Так что положение тяжелое, но утверждения, что культура на селе погибла, все-таки преувеличены...
- К сожалению, когда люди говорят "гибнет", - это не метафора, это факты. Только за последнее время в Сахалинской, например, области закрылось 10 учреждений культуры, а в 18 населенных пунктах вообще нет ни одного...
- Эту печальную статистику можно продолжить. В начале августа я был на Алтае, где до сих пор есть не восстановленные после землетрясения учреждения культуры. А ведь прошло пять лет... Но у нас очень разные субъекты Федерации, и практически невозможно сравнивать, скажем, Республику Тыва и Ханты-Мансийский автономный округ. Различная социально-экономическая ситуация, разные финансовые возможности... В Чувашии, где проходил координационный совет, культурную ситуацию на селе можно считать вполне благополучной. В частности, здесь повсеместно созданы модельные библиотеки с выходом в Интернет, работают интегрированные учреждения культуры, село практически все газифицировано, скоро все села будут соединены дорогами с твердым покрытием. А в республике, как вы знаете, нет ни нефти, ни газа. Но там создана эффективная система власти, которая работает и пользуется авторитетом среди населения.
- Решение каких проблем региональные руководители считают первостепенными для развития культуры на селе?
- Я бы выделил две группы проблем. Первая - проблемы, которые накапливались десятилетиями. Условно назовем их системными. К ним относятся устаревшая материально-техническая база, большой процент работников культуры, не имеющих специального образования, низкая зарплата, недостаток средств для проведения различных мероприятий. Вторая - проблемы, возникшие в ходе реализации 131-го закона. Среди них - незавершенность процесса закрепления имущественных прав муниципальных образований, децентрализация библиотечных систем, ликвидация органов управления в сфере культуры в муниципальных районах. Но надо отметить следующее: там, где сложились хорошие отношения руководителей учреждений культуры с главами районов, поселений, учреждения культуры, как правило, работают эффективно. Я не о приятельских отношениях говорю, не о том, что кто-то кому-то по-свойски радеет, а о взаимодействии при решении насущных проблем в интересах людей.
- Но опасения, которые высказывались перед принятием закона, все-таки оправдались. В частности, то, что странно, мягко говоря, когда само существование учреждений культуры зависит от личного уровня культуры и образования конкретного руководителя. Или даже от его личных культурных предпочтений...
- Я попытаюсь ответить. Сам закон о разграничении полномочий и предметов ведения между муниципальным районом и поселением был нужен. Необходимость проводимой муниципальной реформы очевидна. Шероховатости, о которых вы говорите, к моменту завершения переходного периода, а он продлится до 2009 года, надеюсь, исчезнут. Разумеется, не сами по себе, а в результате совместной работы федерального центра, органов власти субъектов Федерации, муниципальных властей. Но почему они, эти шероховатости, все же существуют? Прежде всего есть недостатки в законотворческой деятельности. Это не учли, то не приняли во внимание. Сказывается стремление копировать опыт - порой очень интересный - зарубежных стран, не адаптируя его к отечественным условиям. В.О.Ключевский в своих записных книжках заметил, что беда стран, отставших в своем развитии, в том, что нужда в реформах наступает раньше осознания их необходимости. А это ведет к перениманию чужого опыта наскоро... А с муниципальной реформой мы явно отстали от Европы. Что же касается уровня культуры руководителей - это очень важный вопрос. Невежда, облеченный властью, - что может быть опаснее? И это не только сегодня. Всегда так было. Бисмарку, кажется, принадлежит мысль, что с хорошими чиновниками и плохими законами государство еще как-то может функционировать, но с плохими чиновниками и при наличии идеальных законов ничего не получится. Поэтому на заседании координационного совета обсуждался вопрос необходимости при повышении квалификации муниципальных служащих уделять внимание и вопросам культуры.
- Андрей Евгеньевич, хотелось бы понять, какую роль в условиях муниципальной реформы намерено играть федеральное Министерство культуры в возрождении культуры на селе?
- Прежде всего ни одно ведомство не в состоянии самостоятельно решить такую масштабную проблему. Необходим межведомственный подход, и наше министерство является надежным партнером в выстраивании совместной работы, как говорится, "заинтересованных" ведомств. В частности, совместно с Министерством сельского хозяйства, представителей которого мы приглашали на совет и наше приглашение было принято. В Федеральной целевой программе "Социальное развитие села" есть и раздел по культуре. Финансирование, правда, предусмотрено маленькое, но тем не менее... Задача нашего министерства - это, в частности, разработка различных нормативов и стандартов. Например, какое количество зрительных залов, библиотек или школ искусств должно быть на определенное число населения. Мы сейчас с учетом реалий 131-го закона разработали новые нормативы и очень удивились, что Минфин не согласовал их нам...
- Эти нормативы и стандарты в любом случае носят обязательный или рекомендательный характер?
- Рекомендательный. Мы не можем вторгаться в сферу компетенции бюджетных полномочий субъектов Федерации и муниципалитетов. Но стандарты и нормативы крайне необходимы. Как же без них обеспечить единое культурное пространство страны, обеспечить равный доступ всех граждан к культурным благам?
- Не знаю, обсуждалось ли на совете, с чего следует начинать такой масштабный проект, как культура села, но ясно, что без квалифицированных кадров любые усилия будут малоэффективны.
- Да, проблема кадров стоит очень остро. Их не хватает практически во всех регионах, хотя и в разной степени.
- Кстати, а сколько специалистов не хватает сегодня?
- По России пока такой статистики нет, только по отдельным регионам. В Московской области, например, не хватает около 1800 специалистов, в Липецкой - гораздо меньше. Но дело не только в этом. Среди людей, работающих в сельских учреждениях культуры, гораздо больше тех, кто не имеет высшего специального образования, а около 20 процентов не имеют специального образования вообще. Поэтому очень важно наладить систему подготовки и переподготовки кадров. Кстати, в трудные 90-е годы в первую очередь урезали деньги на повышение квалификации специалистов. Сейчас необходимо развивать дистанционные формы обучения, для чего среди прочего так важно подключать сельские библиотеки к Интернету. Это особенно важно для сельских работников культуры. Для многих из них покинуть дом даже на неделю - это проблема. С такой низкой заработной платой без подсобного хозяйства не проживешь, а оно требует каждодневных усилий.
- По некоторым данным, из 36 тысяч сельских библиотек только 15 процентов телефонизировано. Так что, по всей видимости, Интернет не скоро придет в каждое российское село...
- Это просто еще раз свидетельствует о том, что возрождение культуры на селе - проблема комплексная, это особое направление государственной культурной политики. Что касается Интернета, то с развитием беспроводных технологий этот вопрос будет решен, видимо, в течение ближайших 10 лет.
- Условия жизни на селе, очевидно, не способствуют укреплению кадровой политики в сельской культуре?
- Безусловно. В решении координационного совета высказаны пожелания развивать практику выделения жилищных субсидий для сельских работников культуры, обеспечивать места в детсадах детям молодых специалистов, повысить заработную плату.
- Появились ли в последнее время новые, отвечающие запросам времени формы учреждений культуры на селе?
- Сейчас в селах получают распространение интегрированные учреждения культуры - клуб-библиотека, дома ремесел, культурно-спортивные или досуговые центры. В Чувашии объединяют образовательные учреждения и учреждения культуры. С правовой точки зрения здесь есть проблемы, ведь свои стандарты существуют для каждого вида деятельности. Но если есть желание - все эти проблемы можно решить.
- Может ли, на ваш взгляд, развитие культурного или этнографического туризма способствовать возрождению культуры на селе?
- Безусловно. Мы недавно проводили по этому поводу совещание с представителями Ростуризма. И есть неплохие перспективы. К этому можно "привязать" развитие народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Но необходимо не только разработать культурные маршруты, но и создать инфраструктуру. На это, естественно, нужны средства...
- Известны случаи, когда сельские клубы или музеи, разработав свои культурные маршруты, в принципе не могли найти деньги, чтобы подтянуть эту самую инфраструктуру. У региональных министерств денег нет, а кредит в банке они как госучреждения получить не могут.
- Кредиты действительно выдаются на определенных условиях. Но дело не только в этом. Сейчас в стране менее двух процентов всех сельских учреждений культуры имеют статус юридического лица. Кстати, совет рекомендовал рассмотреть на коллегии Минкультуры предложения по грантовой поддержке сельских учреждений культуры.
- Андрей Евгеньевич, в своем докладе на совете вы приводили данные о количестве сел и их населении. Получается, что подавляющее большинство составляют села с населением около 200 человек... 
- Да, больших сел с населением более 5 тысяч человек, где, как говорится, можно развернуться, всего 807. Поэтому исключительную важность представляют формы нестационарной работы - передвижные киноустановки, библиоавтобусы. Для их развития члены координационного совета предлагали софинансирование из федерального бюджета. На сегодня это проблема - федеральное законодательство запрещает. Но чтобы автобусы ездили, дороги должны быть. А они есть далеко не везде. Так что, повторяю, все взаимосвязано.
- Министр А.С.Соколов в своем выступлении на координационном совете упомянул, что в 2006 - 2010 годах из федерального бюджета будет ежегодно выделяться 10 миллионов рублей на государственные капитальные вложения по культуре. В Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" раздел "культура" "стоит" около 33 миллионов. Не надо быть экономистом, чтобы понять: это не просто недостаточно, а очень мало...
- Действительно, сегодня по этой программе получается по 14 копеек на одного сельского жителя в год. А нужен хотя бы рубль. Но надо понимать, что это абстрактный подсчет. Ведь еще есть региональные деньги, есть источники внебюджетного финансирования. Немного, но есть. В этом году из Резервного фонда Президента России выделяется 40 миллионов рублей на покупку музыкальных инструментов преимущественно для сельских музыкальных школ и школ искусств в дотационных регионах. К сожалению, тут есть и еще одна проблема - нерациональное расходование бюджетных средств. Но ведь дело не только в финансировании. На совете, например, было высказано пожелание освободить от налогообложения имущество библиотек и транспорт учреждений культуры. Эти налоги поступают в региональные бюджеты. Действительно, абсурд, когда книжные фонды библиотек облагаются налогом. Чем больше книг в библиотеке - тем больше налог.
- Каких итогов вы ожидаете от заседания координационного совета?
- По итогам заседания было принято решение. Оно носит рекомендательный характер и адресовано федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов Федерации, муниципальным властям. Решение принято по многим проблемам - финансирование, укрепление материально-технической базы учреждений культуры на селе, подготовка кадров, повышение их квалификации, разработка нормативов и стандартов и многое другое. На сайте Министерства культуры и массовых коммуникаций это решение "висит". На очередном заседании координационного совета весной будущего года обсудим ход его выполнения. Важно, чтобы российское село ни в коем случае не стало местом, где происходит разрыв единого культурного пространства страны. Наоборот, оно должно стать одним из источников его развития. И это непременно так и будет, если будем работать, созидать, содействовать полному раскрытию того огромного потенциала, который есть на селе.


"Культура"
26 сентября 2006
00:00
Поделиться