Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Художник новой формации

Появление нового, с яркой индивидуальностью, художника в размеренной художественной жизни города всегда заметное событие. Именно таким событием стало открытие выставки графики Александра Федорова в Центре современного искусства.
Молодой, а Александру Федорову 26 лет, художник родом из Чебоксар. Он — выпускник и аспирант знаменитой «Репинки» в Санкт-Петербурге, участник и автор более десяти выставок, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Александр получил хорошую академическую школу и имеет яркий индивидуальный творческий почерк. Его работы отличает хорошая техника рисунка, сильная выверенная линия, колоссальная энергетика. Интересно, с использованием скрытых возможностей графического материала, им решены пейзажи, Финляндии, Карелии и Крыма. Но неменьший интерес вызывают тематические работы о традициях и историческом прошлом чувашского народа. Результат этого творческого поиска — серия литографий «Чувашская старина» и эскизы к новым графическим сериям на историческую тему. Графические листы «Плач невесты», «Подкидывание жениха» и другие, кроме теоретических знаний из справочной литературы, имеют более глубокую основу. Воспоминания детства, ярким событием которого были посещения деревни в Аликовском районе и рассказы бабушки — первые знакомства с традициями и бытом чувашского народа. Символично графическое произведение «Дорога домой». Художник в своем творчестве вновь и вновь возвращается к истокам, ищет основу, ось, возможно, в самом себе.
Как любое творчество, графические листы Александра Федорова многое говорят и о самом авторе, его характере и духовном поиске. Александр Федоров — сильный, целеустремленный, уверенный в собственных силах. У него мощный творческий потенциал, что не осталось незамеченным и корифеями чувашской живописи. Александр Федоров — художник новой формации. Он не вписывается в рамки привычного романтического образа: не жалуется на непонимание и отсутствие вдохновения, не витает в облаках, не боится трудностей и ошибок. Не откажешь автору и в творческой смелости. Хрестоматийные образы Нарспи и Сетнера, в которые, казалось бы, не возможно уже привнести ничего нового, он решает по-своему, современно и интересно. Ко всему у художника свое восприятие. Будь то «Василий Теркин», «Декамерон» или «Дон-Кихот». Автора вообще отличает неожиданный свежий взгляд на многие привычные вещи. Кстати, выставка работ Александра Федорова так и названа «Взгляд…» — просто и со стопроцентным попаданием. Причем, этот взгляд открывает зрителю простые и гениальные вещи. Думаю, ни один именитый художник пожалел, что не он первый открыл зрителю эти истины. Оказывается, графический лист, на котором изображена сидящая на стуле девушка, может называться «Венский стул». Оказывается, Нарспи — очень молодая и красивая девушка, мечтающая, как все юные девушки, о счастье и любви, а не страдалица за равноправие женщин и освобождение от пережитков прошлого.
Оказывается, тему легенд и преданий чувашской старины можно решать так, как автор выставки, без вымученной фольклористики и канонической символики.


"Молодежный курьер"
06 сентября 2006
00:00
Поделиться