Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Дюймовочки на пуантах

Самые посещаемые спектакли в театре оперы и балета — балетные. Гармоничное слияние классической хореографии и дивной музыки буквально завораживает зрителя. Но, любуясь движениями артистов, мы едва ли задумываемся, где они учились танцевать, да и где вообще готовят артистов балета. А ведь не все так просто.

Гастон (С.Решетов) с подругами Красавицы.

Только благодаря продуманной политике руководства республики, последовательно финансировавшего хореографическое обучение одаренных мальчиков и девочек из Чувашии, были заложены традиции нашей балетной труппы. Ее основу составили выпускники самого знаменитого хореографического училища в СССР — Ленинградского имени А. Вагановой. Затем труппа пополнялась выпускниками других училищ — Новосибирского, Уфимского, Московского, Воронежского, Казанского, Пермского, Саратовского…

Много лет существовала хореографическая студия при Чувашском театре оперы и балета (тогда он назывался еще музыкальным). Ее воспитанники участвовали в спектаклях театра. Однако чтобы стать профессионалами требовалась подготовка в хореографическом училище. Так восемь лет назад студия была преобразована в балетную школу, а спустя еще год появилось хореографическое отделение в структуре Чебоксарского музыкального училища. Возглавляет его со дня основания засл. артистка Чувашии Галина Никифорова. Сегодня она наш гость.

— Галина Федоровна, что дало открытие хореографического отделения?

— То, что одаренные мальчики и девочки смогли получать хореографическое образование не уезжая из Чувашии. Пять лет, начиная с десятилетнего возраста, они учатся в хореографической школе (на базе СОШ № 2 г. Чебоксары), где специальные предметы совмещаются с общеобразовательными. Затем три года — училищный курс. Наши выпускники получают квалификацию «артист балета» и готовы к самостоятельной сценической жизни в любом хореографическом коллективе. А могут обучаться и дальше, осваивая балетмейстерскую или педагогическую специальности.

— Как воспитывается тело, способное быть красивым и выразительным в сложнейших движениях?

— Это постоянный труд. У наших ребят ежедневно два часа классика: движения у станка, экзерсис на середине, затем аллегро — прыжки, обязательно «пальцы» — освоение пальцевой техники. Два раза в неделю гавоты, менуэты, народные танцы, где предусмотрена и специальная обувь — туфли на каблуках. Два раза в неделю занятия дуэтно-сценическим танцем, а еще и курс современного танца, овладевать которым следует именно на классической основе. Многие растяжки и прыжки, которыми так богата современная танцевальная лексика, без классического образования труднодоступны.

Воспитание тела идет параллельно с воспитанием ума и души. Ребята обязательно изучают школьные предметы. У нас расширенный гуманитарный цикл, включающий историю театра, хореографического искусства, музыкальную литературу.

 

— В таком тонком деле, как взращивание артиста балета, очень важна роль педагога. В театре работает немало людей преданных искусству. А вот педагогическим даром обладают только немногие.

— Передача традиций в балете действительно ведется «из ног в ноги». И роль педагога — хорошо обученного, знающего сцену, который может учить ребят, здесь исключительна. Именно из таких специалистов сложился наш педагогический коллектив.

Ленинградскую-питерскую школу среди наших педагогов представляют Татьяна Альпидовская, Ольга Серегина, Татьяна Голенецкая. Т. Альпидовской посчастливилось учиться у народной артистки СССР Натальи Дудинской. А Дудинская впоследствии, во время постановки у нас балета «Лебединое озеро» много и тщательно работала с солисткой нашего театра О. Серегиной над партией Одетты-Одиллии. Татьяна Андреева — выпускница Московского хореографического училища, училась в классе знаменитой солистки Большого театра Софьи Головкиной. Преподаватель школы Светлана Львова окончила Саратовское училище. Класс Бакинского хореографического училища, в котором обучалась Лидия Говорченко, вела Гамар Голстян — первая балерина Азербайджана. Она, в свою очередь, закончила Вагановское училище в Ленинграде. Моим наставником в Новосибирском хореографическом училище был также представитель Ленинградской школы Константин Шатилов. Приехав работать в Чебоксары, я узнала, что, будучи педагогом Вагановского училища, именно К. Шатилов оказался причастным к воспитанию первого поколения солистов балета Чувашии.

— Ваши ученики — воспитанники хореографического отделения много заняты во «взрослом» репертуаре театра: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Юнона и Авось», «Золушка», «Конек-Горбунок», «Дама с камелиями»… Весь «театральный город» от мала до велика посещал спектакли, представляемые силами учащихся: «Дюймовочка», «Пиноккио», «Красавица and чудовище», «Приключение Али-Бабы».

— Да, сотрудничество с театром очень тесное. Заняты наши ребята и в программах балетных фестивалей. На прошедшем десятом фестивале вальсом из «Шопенианы» они вместе с артистками балета открывали выставку «Легенды русского балета», с одной репетиции вошли в привезенный Большим театром спектакль «Пиаф», хорошо показали себя в «Баядерке», начинали Гала-концерт.

Почти с самого открытия отделения, мы начали реализовывать собственные проекты. Первым спектаклем стала «Дюймовочка». В ее постановку сделали финансовые вложения родители воспитанников, театр, спонсоры. Затем последовал «Пиноккио». Спектакли эти всегда собирали публику. Но исполнители — выросли. Понадобились другие балеты. Благодаря сотрудничеству с Натальей Тимофеевой — директором радиостудии «Европа +» появились «Красавица and чудовище», «Приключение Али-Бабы».

 
 

— На отчетном концерте, который хореографическое отделение представило на сцене оперного театра 13 мая, было показано второе действие «Лебединого озера», так называемый «лебединый акт» — визитная карточка русского балета. Риск обращения к известнейшей хореографической партитуре, был немалый. Тем более приятно было наблюдать восторг зрителей. Многое уже получается у юных Екатерины Васильевой и Андрея Угаслова в партиях Одетты и Ротбарта. Только в партии Зигфрида выступил тогда солист балета Валентин Шустиков.

— Впервые «лебединый акт» показали в ноябре 2005 года в Мурманске. Московский продюсер Андрей Миронов — директор театра Армена Джигарханяна — увидел наш спектакль «Красавица and чудовище» и «оценив» уровень нашей школы, сделал нам лестное предложение — станцевать этот акт «Лебединого» и акт Теней «Баядерки» на фестивале «Только звезды». Его традиционно проводят в городе Мурманске. Мы дерзнули — и получилось! В «Лебедином» наши воспитанницы-«лебеди» работали на сцене с солистами Мариинского театра Вероникой Ивановой и Никитой Щегловым. А «Тени» из балета «Баядерка» девочки исполняли вместе с звездами Большого театра Галиной Степаненко и Николаем Цискаридзе.

— У меня остались очень яркие впечатления от отчетного концерта хореографического отделения. В него были включело номера из классических балетов: и очень известных, и достаточно редких. Например, темпераментный «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро» в исполнении Екатерины Ялаковой и очень артистичного Геннадия Виноградова. Торжественно «прозвучало» трио из балета «Корсар», представленное Анастасией Петровой, Александрой Федотовой и Ялаковой. Мягкий юмор «Трепака» из «Щелкунчика» почувствовали и донесли до зрителя Ксения Караваева и Угаслов. Впервые на сцене нашего театра были показаны «Фрески» из ныне забытого балета Ч. Пуни «Конек-Горбунок» в хореографии А. Сен-Леона: в движениях Дарьи Матвеевой, Дарьи Мосолковой, Елены Беляевой, Юлии Макаровой словно ожили выписанные на стенах царского терема нежные фигуры танцовщиц. В хорошо известном зрителю, технически сложном, и потому особо ответственном дуэте из балета «Дон Кихот» удалось блеснуть А. Петровой и Максиму Пешеходько, продемонстрировавшему умение делать красивые поддержки. И кокетливость, и царственность принцессы Авроры — героини своего концертного номера — в вариации из балета «Спящая красавица» сумела воплотить Зинаида Чугунова. В вариации Амура из балета «Дон Кихот» своей легкостью и подвижностью привлекла внимание самая юная участница отчетного концерта Ольга Сапаркина — учащаяся третьего класса хореографического отделения.

— Да, наши педагоги берутся за сложные для исполнения номера, и главное — они удаются нашим детям, что демонстрирует уровень школы. А дети наши очень талантливы! Однако верные российской привычке мы ищем звезд на стороне…

— Наряду с классической, в концертной программе была представлена современная хореография в нескольких ансамблевых композициях: «Дефиле», «Двое», «Country», «Современные ритмы». Насколько я знаю, эти танцы были поставлены и разучены под руководством преподавателя Зои Александровой.

— З. Александрова занимается с нашими ребятами третий год. Ведет современную хореографию. Мы благодарны, что судьба свела нас с ней. Не все училища могут похвастаться таким педагогом. Проблема обучения в том, что классическая традиция выращена, а современная — нет. Современный танец основан на ином, отличном от классического танца принципе — принципе расслабленного тела. Однако это «расслабленное» тело каждую секунду должно быть готовым к выполнению неожиданных комбинаций: то есть оно должно быть и свободным, и собранным одновременно. А детей именно в таком ключе раскрепостить трудно. Выдвигается и апробируется множество методик. Зоя постоянно ездит на фестивали, смотры, показы. Следит за развитием современной хореографии.

 

 

— Среди номеров с современной хореографией выделилась сольная композиция «Розовая пантера». В качестве хореографа-создателя здесь выступили вы. Исполнительнице «Пантеры» — студентке З. Чугуновой — удалось создать на сцене чуть ироничный образ хищной кошечки, пластика которой построена на сочетании вкрадчивости и стремительности.

— «Розовую пантеру» я поставила для студентки Казанского хореографического училища Виктории Капитоновой. С ней она поехала на конкурс юных артистов балета в Краснодар и заняла там первое место. Я подумала: «А почему наши дети не могут сделать этого?» И уже в апреле этого года две наши воспитанницы приняли участие в Фестивале хореографического искусства малых и средних городов России «Мечта моя, балет!». Этот большой детский фестиваль-конкурс позволил себе провести совсем небольшой город Самарской области — Похвистнево. Обе наши девочки обратили на себя внимание жюри: лауреатом первой степени в номинации «солист» стала Зинаида Чугунова, а Екатерина Васильева была награждена дипломом первой степени в той же номинации.

— Со своими спектаклями учащиеся хореографического отделения Чебоксарского музучилища не раз выезжали за рубеж. В 2001 году в гастролях по Тайвани они показывали «Дюймовочку» и «Пиноккио». В 2004 году их новым спектаклям «Красавица and чудовище» и «Приключения Али-Бабы» вновь аплодировали тайваньские зрители. Поделитесь впечатлениями.

— Люди там благодарные, приветливые. А то, что умеют работать на сцене дети, приводило тайваньскую публику просто в восторг. А еще мы увидели, как живут люди за рубежом. Убедились, что там высокий уровень культуры. Все учреждения, отданные детям — детсады, школы — занимают большие площади. Сцены тоже огромные: в два, в три раза больше сцены нашего театра. Мы во время выступлений вынуждены были несколько ограничивать для себя сценическое пространство декорациями. И зрительные залы огромные и, главное, полные! Все оснащены компьютерной техникой. На Тайвани мы были в нескольких школах искусств и обратили внимание на то, что везде культивируются национальные танцы. Вообще материальная обеспеченность детских учреждений и учреждений культуры поразила.

— Расскажите о последних гастролях в Китай летом этого года.

— В Китай мы повезли «Приключения Али-Бабы». В разных городах дали семь спектаклей. Кроме того, наши номера включались в совместные с китайцами концертные программы. Принимали наши спектакли очень хорошо. Зрители в Китае внимательно следят за действием, быстро реагируют на понравившийся момент одобрительным гулом.

У наших детей было много встреч с китайскими школьниками. В каждом городе в связи с нашим приездом устраивалась пресс-конференция. Во всех поездках, экскурсиях нас сопровождали журналисты. Даже на пляже, на берегу Южно-Китайского моря у ребят брали интервью. Дети наши почувствовали себя звездами!

В программе поездки были посещения частных балетных школ. Их в Китае множество. Можно сказать, что занятия танцем там — массовое увлечение. Вот кто усиленно приобщается к Европе через хореографию! Приглашают в эти школы детей уже с четырехлетнего возраста. Мы присутствовали на одном таком занятии 4-летними малышками.

В Китае мы проводили совместные мастер-классы с китайскими и нашими детьми. У наших ребят значительно больше учебных часов посвящено хореографии. Однако мы имели возможность убедиться, что китайских детей обучают профессиональные педагоги. Некоторые из них учились в Китае у представителей старшего поколения российской школы. Обратили на себя внимание желание и готовность китайцев поучиться. Так, на одном из мастер-классов наши ученицы показали композицию «Дефиле». Их тут же попросили обучить этим движениям китайских девочек.

— Как себя чувствуют дети в таких поездках?

— Детям нравится гастрольная жизнь. Нравится выступать. Ценность таких путешествий очень велика и с познавательной стороны. На предыдущих гастролях мы были на берегу Тихого океана. Он производит мощное впечатление. Это трудно объяснить словами: даже если вас не предупредили, что это — океан, вы все равно поймете, что это — не море. Другой шум, иная мощь волн, все время какой-то гул.

А в этом году ребята купались в волнах Южно-Китайского моря. Посетили Геологический парк, который охраняется Юнеско. Он находится в городе Чжонджиажи, расположившемся на бывшем дне океана. Образовавшаяся возвышенность создана вулканическими породами. Для осмотра парка нас поднимали на фуникулере. А обратные 326 метров скользили в стеклянном лифте вниз по скале. Поднимались на Великую Китайскую стену. Она выстроена на горной гряде. Высота самой кирпичной выкладки — 6 метров. Чтобы попасть на вершину стены и увидеть широкую в 7 метров ленту «вершинной» дороги, наши ребята преодолели 1750 ступеней.

— В этом году хореографическое отделение Чебоксарского музыкального училища выпустило девять артистов балета. Где они будут работать?

— Дети разъехались. По приезде из Китая они принялись искать себе работу. Екатерина Васильева и Елена Беляева попали в Казань, в труппу Татарского академического театра оперы и балета. Театр этот отличается высоким уровнем, постоянно выезжает за рубеж. Наших девочек приняли на выгодных условиях. Две выпускницы — Александра Федотова и Анастасия Петрова теперь в Ленинграде в театре Эрмитажа под руководством А. Брускина. Само «попадание» в Питер наших выпускниц говорит о многом: несмотря на конкуренцию, их берут, отмечают хороший уровень подготовки, как у поступившего в Пермское хореографическое училище нашего первокурсника Геннадия Виноградова.

— Для кого же мы готовим артистов балета? Для всей России! И все же последует вопрос: каковы дальнейшие планы школы?

— Заниматься дальше. Несмотря на очень скромную материальную базу. Невзирая на то, что мы делим репетиционные залы и балетные классы с труппой театра.

Провести набор в хореографическую школу. Поехать на юношеский фестиваль балета «Арлекино» в Санкт-Петербург. А ближе к весне — вновь гастроли в Китае.

 


"Молодежный курьер"
06 сентября 2006
00:00
Поделиться