Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ПО ПРОСЬБАМ ВЕРУЮЩИХ

4 сентября 1943 года глава правительства СССР И. Сталин встретился с иерархами Русской православной церкви — митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. На этой встрече митрополиты получили разрешение на созыв Собора Русской православной церкви для выбора Патриарха, издание религиозной литературы, открытие ряда церквей и организацию духовных школ. К тому времени из существовавшей на территории Чувашской АССР 301 православной церкви (по данным 1923 года) осталось всего 10 действующих.



Такой оставила советская власть церковь Святой Троицы в Ядрине.

Но, как показывают архивные документы, далеко не все сохранившиеся церкви работали по своему прямому назначению. Так, сопроводительная записка уполномоченного Совета по делам православной церкви С.Шумилова в СНК Чувашской АССР сообщает, что «Казанская церковь г. Мариин-ский Посад закрыта постановлением общего собрания граждан, по словам местных жителей, в 1929-1930 годах, но по данным Верховного Совета Чувашской АССР числится в списке не закрытых церквей». Не работала, например, и церковь села Миренки Кувакинского (ныне Алатырского) района. При этом отмечалось, что «церковь не действует с 1937 года, хотя прихожане продолжают платить за нее налоги». То, что многие храмы не значатся в списке официально закрытых, но не действуют, объясняется отсутствием в них священнослужителей, которые в ходе массовых чисток 30-х годов «были изъяты», как говорят документы, то есть осуждены на разные сроки лагерей.

Поэтому не случайно после встречи И. Сталина с иерархами православной церкви последовали массовые обращения верующих с ходатайством об открытии церквей. Это отмечалось во всех районах Чувашии. Чаще всего в качестве ходатаев выступало 5-7 человек, но в сопроводительных списках верующих были сотни фамилий. Так, к ходатайству об открытии церкви в селе Шерауты Комсомольского района прилагались подписи 30 человек, в селе Первое Чурашево Мариинско-Посадского — 843 подписи верующих, в селе Артеменькино Вурнарского — 989, в селе Карамышево Козловского района — более 3000.

Часть обращений верующих была удовлетворена. Так, положительный ответ из Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР на свое ходатайство получили жители сел Акулево Чебоксарского района, Новое Тинчурино Яльчикского, Раскильдино Аликовского, Хормалы Ибресинского, Сыреси Порецкого, Атрать Алатырского, Артеменькино Вурнарского, Карамышево Козловского, Богатырево Цивильского, Ходары Шумерлинского. Однако почти половина прошений осталась без удовлетворения. Правда, каждый отрицательный ответ имел свою мотивировку — в Мариинском Посаде Казанская церковь не была открыта, поскольку «здание к восстановлению не пригодно: полуразрушено, в течение 10 лет было под складами Заготзерно», в селе Яндашево Мариинско-Посадского района и селе Чемурша Чебоксарского — потому что «переоборудовано за счет бюджетных средств под классные помещения средней школы», в селе Туруново Чкаловского (ныне Батыревского) района — потому что «здание требует капитального ремонта и не пригодно для использования», в селе Шимкусы Янтиковского района — в связи «с переоборудованием здания церкви под колхозный клуб», в г. Алатыре — по той причине, что «Крестовоздвиженская Полевая церковь занята материальной базой Арсенала № 5».

Ф. Козлов, заместитель директора Госистархива Чувашии.


"Советская Чувашия"
16 июня 2006
00:00
Поделиться