Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ПРЕКРАСНОЕ В ОСОБО КРУПНЫХ МАСШТАБАХ

Для поволжских художников региональная выставка «Большая Волга» – все равно что встреча на высшем уровне для политиков. А на таких мероприятиях не до творческого индивидуализма. Требуются государственное мышление, напряженная и долгая подготовка, неизбежное сито отбора участников.



9 и 10 июня в Чебоксарах проходил выездной межрегиональный пленум Союза художников России «Большая Волга»: проблемы и тенденции развития регионов на современном этапе». Эта встреча явилась началом подготовки к предстоящей «Большой Волге», которая состоится в Чувашии в 2008 году.

Особо напряженным, правда, начало процесса не назовешь. Председатели и рядовые представители региональных организаций Союза художников России приехали, скорее, пообщаться с коллегами в теплой дружественной обстановке, а многие из гостей – и просто познакомиться с «жемчужиной на Волге». Поэтому заявленных в программе серьезных докладов о «проблемах и тенденциях» на пленуме не было в принципе. Председатель будущей «Большой Волги» народный художник России Ревель  Федоров задал тон этой официальной импровизации, заявив, что доклад у него есть, но читать он его не будет, а лишь настроит коллег на предстоящую работу, за которую будет не стыдно перед народом.

Перед народом «Большая Волга» впервые предстала в 1964 году в городе Самаре, который тогда носил имя Куйбышева. По заявлению участников выставка стала событием, перевернувшим устоявшиеся принципы. Впервые в одной экспозиции были представлены все творческие организации, стремящиеся перещеголять друг друга в мастерстве и масштабах. Например, главное полотно форума «Солдаты революции» Владимира Холуева по формату и количеству тщательно выписанных персонажей чуть ли не превосходило хрестоматийное «Явление Христа народу».

Затем межрегиональные выставки проходили в Ульяновске, Волгограде, Казани и Нижнем Новгороде. И каждая отражала гладь и бури своего времени. Одна из казанских выставок пришлась на 1991 год, аккурат на момент развала СССР. Тот исторический вернисаж вместо банкета завершился голосованием за первого Президента России.

Несмотря на разные периоды в жизни «Большой Волги», представить свои работы здесь стремятся практически все профессионалы. А критики уверены, что, в отличие от советских времен, нынешние выставки "Большой Волги" составляются лишь из высокопрофессиональных работ, поскольку главным критерием отбора является их художественная состоятельность. При этом художники спешат объединиться на позитиве. Престижно уже само участие, как некая избранность, хотя это не десятки, а сразу сотни творцов прекрасного. Например, в Саранске были выставлены работы 300 экспонентов, которые посмотрели более 10 тысяч зрителей. А в Нижнем Новгороде три года назад собрали произведения аж 800 художников.

В Чебоксарах «Большую Волгу» впервые принимали в 1985 году. Но это было, что называется, в другой стране и в другой республике. Теперь, кроме поднятия тонуса местного Союза художников, «Большая Волга» призвана помочь и в непосредственном продвижении бренда «Чувашия» на российских просторах. Важность момента заключается еще и в том, что предстоящая художественная выставка будет проходить одновременно с Кубком мира по спортивной ходьбе. По признанию председателя самарской организации СХ Рудольфа Баранова, он первым подал заявку на проведение десятой «Большой Волги», но «не мог устоять перед Чебоксарами».

Вообще же с «Большой Волги» в 2008 году СХ России планирует акцию по организации серии крупномасштабных региональных выставок, и на минувшей неделе в Чебоксарах фактически впервые заговорили и на эту тему. Ульяновцы, самарцы, йошкаролинцы и другие наши ближайшие соседи разговору обрадовались, хотя говорили много печального о своей жизни. Например, в богатой Самаре до сих пор нет даже выставочного зала, а вот в Казани построили роскошный зал на 2000 квадратных метров, да теперь не могут завлечь туда зрителей. В Ульяновске художники ждут мастерские десятилетиями, а в Ижевске профессионалы готовы отказаться от таких «подарков судьбы», потому что не в силах оплачивать их содержание. Зато чувашские художники не жаловались ни на что.

Одним словом, гостеприимство хозяев выездного пленума и будущей «Большой Волги», а также тесное общение в художественных залах, за столами и на природе сделали свое светлое дело. Можно сказать, что PR-кампания по представлению республики прошла в этом случае довольно успешно. Гости уехали в полной уверенности, что лучше, чем в Чувашии, искусство на сей день не живет нигде.

Результаты же первых договоренностей по поводу выставки «Большая Волга» внушают оптимизм.

В будущем году в здании Чувашского государственного художественного музея начнется реконструкция. Экспозиции «Большой Волги» будут размещаться сразу на трех площадках: в залах ЧГХМ, Центра современного искусства и в новочебоксарском музее города (который должен быть построен к этому времени). А выставком, скорее всего, не станет подвергать признанных мастеров волнениям отбора. Предложено брать их работы «вне конкурса».

Свой творческий отчет о проделанной работе за 50 лет дважды лауреат Госпремии Чувашии, академик Петровской академии наук и искусств, профессор живописи Ревель Федоров подгадал к большому сбору в республике своих коллег со всей страны. Прямо с заседания выездного пленума Союза художников России гости направились на его юбилейную выставку.

Встретить творческий юбилей не только вчерашними, но и свежими, по-юношески бесстрашными работами дано далеко не каждому. В приветственных речах по такому случаю гостям пришлось вспомнить даже японского мастера Хокусая, который считал, что в пятьдесят художник еще совсем молод, а после ста любая точка на его холсте становится шедевром. Французы в таких случаях сравнивают опытных мастеров с выдержанным вином – чем старше, тем драгоценнее. Одного из самых «коллекционных» художников Чувашии ученик сегодня может назвать могучим человеком, а Президент – великим сыном чувашского народа.

Эпитетов на юбилейных вернисажах и без того бывает в избытке. Но восторг участников нынешнего торжества под названием «Путь длиною полвека в лабиринтах творчества» побил все рекорды. Юбиляра поздравляли с петербургской изысканностью, космической бескрайностью, а также задушевным слогом телеграммы Зураба Церетели. Николай Федоров, пришедший на вернисаж поздравить художника, назвал Ревеля Федоровича явлением мирового масштаба и поставил в один ряд с Репиным и Кокелем.

Обладатель Золотой медали Российской академии художеств спокойно перенес шквал лестных сравнений и, скромно отстояв официальную часть, поработал гидом, рассказав Президенту республики, как большое количество картин складывается в одно полотно жизни.



"Советская Чувашия"
14 июня 2006
00:00
Поделиться