Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ХРАМ ПЕРВЫЙ, ГЛАВНЫЙ

26 мая 1555 года царской грамотой Ивана IV Грозного первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию было предписано в только что основанном городе Чебоксары наметить место и поставить церковь. Так началась история Введенского кафедрального собора, главного храма Чебоксарско-Чувашской епархии.



В двадцатых числах июля 1555 года Гурий посетил Чебоксары и указал место на вершине косогора для возведения соборной церкви Введения Богоматери. По преданию, прежде на выбранном месте находилось языческое капище. Первоначально была постановлена полотняная, походная церковь, в которой Гурий отслужил первую на чувашской земле Божественную литургию. Позднее вместо полотняной была выстроена деревянная церковь, о внутреннем убранстве которой осталось немного сведений. Иконостас по размеру был невелик, главной его святыней была икона Владимирской Божьей Матери, имелись иконы строгановских писем. Практически вся церковная утварь была деревянной, и мало что из нее сохранилось – все уничтожил пожар 1649 года, когда выгорел почти весь город.

По инициативе митрополита Казанского Симона (1646-1649) началось возведение каменного храма. Строительство осуществлялось силами местных каменщиков и каменотесов под руководством нижегородских мастеров. Освящение возведенного собора совершил в 1651 году митрополит Казанский Корнилий (1650-1656). Первоначально был выстроен только холодный храм с главным престолом, а в 1657 году появились приделы во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя Преподобного Алексия, человека Божия, и священномученика Харлампия. Рядом с собором была возведена шатровая колокольня.

1917 год для Введенского собора, как и для всего русского православия, стал переломным. Уже в октябре 1920 года над собором нависла угроза закрытия – на заседании городской беспартийной конференции женщин и общем собрании граждан города постановили «для урегулирования квартирного кризиса закрыть из имеющихся в Чебоксарах 13 церквей 8», в декабре товарищ Председателя областного исполнительного комитета Советов Чувашской автономной области Коричев, обращаясь в Наркомат внутренних дел автономии, просил ликвидировать несколько церквей и здания их отвести под школы и культурно-просветительные учреждения. Однако прихожане собор отстояли, и он не был закрыт. Но в апреле 1921 года, выполняя Декрет ВЦИК РСФСР, в целях изыскания дополнительных средств для борьбы с голодом представителями местного Совета началось изъятие церковной утвари из золота, серебра и драгоценных камней. А в июне 1921 года из собора повторно изъяты серебряные предметы церковной утвари.

Обостряющиеся социально-экономические проблемы в стране в период коллективизации, раскулачивания и партийных чисток привели к тому, что практическое осуществление церковной политики перешло к ОГПУ и НКВД. Неизбежным следствием оказалась радикализация мер борьбы на так называемом «идеологическом фронте». В апреле 1935 года была произведена ревизия финансовой деятельности старосты собора, летом 1936 года распущен церковный хор. В 1939 году Введенский собор был закрыт, это явилось следствием активно проводимой государством политики. Вообще к началу 1944 года из существовавшей в Чувашской АССР 301 православной церкви (по данным 1923 года) осталось всего 10 действующих.

4 сентября 1943 года глава правительства СССР И. Сталин встретился с иерархами Русской православной церкви – митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. На этой встрече митрополиты получили разрешение на созыв Собора Русской православной церкви для выбора Патриарха, издание церковной литературы, открытие ряда церквей и организацию духовных школ. По призыву настоятелей церквей верующие производили денежный и материальный сбор в фонд обороны. Введенским собором, вновь открытым в начале 1944 года, были собраны и внесены на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского 230 тысяч рублей, еще более 157 тысяч – для оказания помощи детям погибших на фронтах родителей и для поддержки нуждающихся семей военнослужащих, за что дважды собору была вынесена благодарность от Верховного Главнокомандующего Красной Армии, а настоятель собора Г. Логинов награжден медалью «За трудовую доблесть».

В послевоенные годы посещаемость Введенского собора верующими по сравнению с военным периодом немного снизилась. В апреле 1960 года Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Чувашской АССР Я. Маклашкин сообщал секретарю Чувашского обкома КПСС, что количество посетителей Введенского собора «по сравнению с прошлым годом было значительно меньше, не превысив 500-600 человек. Однако в числе посетителей оказалось большое количество молодежи». При этом после введения в 1959 году туристических рейсов по Волге в Введенском соборе появляются иностранные группы – в основном туристы из ГДР, Венгрии, Польши, Болгарии. В декабре 1961 года первому секретарю Чебоксарского городского комитета КПСС М. Зайцеву указывалось на то, что исполком Чебоксарского городского Совета контроль за выполнением законодательства о культах «использует крайне недостаточно, вследствие чего деятельность Введенского собора продолжает оставаться весьма активной». В связи с наличием крайне нежелательных для властей показателей по совершению обрядности и доходности Введенского собора органами власти предпринимались некоторые конкретные шаги по сдерживанию религиозного воздействия. Так, в январе 1962 года Постановлением Совета Министров Чувашской АССР было ограничено время колокольного звона, в ноябре 1964 года управление делами и финансово-хозяйственной деятельностью Введенского собора передано выборному исполнительному органу – так называемой «двадцатке». Одновременно с проведением работы по отстранению духовенства от руководства финансово-хозяйственной деятельностью в религиозных организациях была начата работа по переводу служителей культа на твердый оклад, устанавливаемый по усмотрению исполнительных органов общин. Кроме того, проводились мероприятия по введению квитанционного учета религиозных обрядов. Все же, несмотря на принимаемые властями меры, финансовые доходы Введенского собора продолжали оставаться довольно высокими.

1970-е годы в жизни Введенского собора отмечены улучшением материальных условий: в 1971 году начата реставрация настенных росписей, в 1978 году произведен текущий ремонт, в 1979 году с целью улучшения санитарных условий проведен газ. К тому же Постановлением Совета Министров Чувашской АССР № 128 от 25 февраля 1974 года «Об утверждении списков памятников истории и культуры Чувашской АССР, подлежащих государственной охране» Введенский собор был отнесен к памятникам архитектуры республиканского (РСФСР) значения.

История все вернула на круги своя, и Введенский кафедральный собор в настоящее время, как и столетия назад, живет подлинной христианской теплотой живой веры своих прихожан.



"Советская Чувашия"
09 июня 2006
00:00
Поделиться