Метод "скрипучего колеса"

Национальный вопрос волнует общество по синусоиде.
На одном из сайтов размещено звуковое интервью (аудиофайл) с активистом чувашского национального движения.
В целом, довольно интересное, содержательное, толковое интервью.
Но есть несколько маленьких замечаний.
Стратегия «скрипящего колеса» (по известной пословице, смазывают колесо, которое больше скрипит) так и не снята с повестки дня.
Да, она порой бывает эффективна. Если изо дня в день зудеть что чего – то там не хватает, то это как снежный ком масштабируется, становится весомым, грубым, зримым, приоритетным. В результате всем надоедает, и проблема решается.
Но как тактический прием метод «скрипучего колеса» неоптимален.
Не так это делается.
Не те аргументы выбираются. Не так обосновываются.
Интонация зудящей пчелы – явно не годится!
Каждая общественная организация, национальная – в том числе, сильна своими параллельными связями. Фонды создаются за счет индивидуальной поддержки. По принципу «ниме».
Что, у чувашей мало хорошо раскрутившихся бизнесменов?
Полным-полно.
Чтобы сделать интернет–сайт (раньше все твердили о необходимости своей газеты), не нужны госдотации и правительственные решения. Вопрос – элементарен. По деньгам он в сто раз дешевле, чем выпуск газеты. Его способны решить два-три понимающих человека.
В интервью прозвучала тоска по национальному государству.
Откуда у чувашских хлопцев испанская грусть?
Полистайте учебники истории, господа: террор этнократии –мрачен и дик, как усики Адольфа.
Поинтересуйтесь, что произошло там, где победила этнократия.
Не только в гитлеровской Германии, франкистской Испании, в муссолиниевской Италии, но и в странах Африки, которые уже десятилетия вовлечены в трайбалистские межплеменные распри и никак не могут выпутаться из нищеты.
Но и в странах бывшего СССР –прежде всего, тех, которые не имеют своего газа, нефти, электроэнергетики, развитой промышленности. Например, в Молдавии, Грузии, Киргизии.
Разумеется, возможен вопрос: но раз национальное государство – вовсе не перспектива, к которой следует стремиться, то для чего тогда Чувашия вообще поддерживает национальную культуру, язык, литературу, национальное искусство?
Ответ прост: для того, чтобы граждане имели основания уважать себя.
Не так уж и мало.
Национальная культура – вклад в общую копилку.
Без собственной этнической культуры народ превращается в нахлебника цивилизации, эксплуатирующего чужие достижения и не предлагающего взамен ничего своего. В культурного паразита. А к паразитам – и относятся соответственно.
В интервью есть тревога по поводу позиций чувашского языка: не все его знают, учат, горожане некоторые - не хотят.
Ребята, не нервничайте: так было всегда.
Кто-то хотел учить, кто – то – нет.
Кто – то уезжал, кто-то оставался.
А чувашский народ никуда не исчез.
Свобода учить или не учить язык – разновидность свободы слова.
Можно учить чувашский, можно – японский, китайский, английский, казахский, малазийский, испанский.
Кому что нравится.
Или силой желаете заставить? По логике «мы научим вас, едрена вошь, родину любить!»
Меньше всего смысла в том, чтобы заставлять. Насильно хорошего секса не добудешь.
Чем больше криков «городская молодежь плохо знает чувашский язык» - тем меньше толку.
Это примерно то же самое, как если бы на базаре продавец, кручинясь, колотя себя кулаком в грудь, размазывая клейкие вегетарианские сопли, орал на весь супермаркет, что никто, ни один мерзавец, ни один подлец и негодяй, с самого утра не купил у него помидоры, огурцы, арбузы, имеющие такое славное историческое прошлое.
Никто и не купит! Постараются обойти, объехать на телеге.
Вот если продавец окажется вежлив, предупредителен, улыбчив, весел, начнет нахваливать товар, сообщать, что все, такие замечательные, покупают его овощи с удовольствием и правильно делают, потому что - лучшие огурцы в мире; при этом - не забывать дарить покупателям дежурные, но нелишние комплименты типа «моя ласковая», «моя красавица», вот тогда у него действительно от покупательниц отбоя не будет. Очередь набежит как ураган Катрина и мигом сметет в авоськи, сумки, бэги всю витаминную зелень. Даже если она с нитратами.
То есть надо работать от обратного: не с помощью увесистой палки, а с помощью вкусной морковки - поощрять тех, кто старательнее учит язык в детском садике, школе, вузе.
Превратить учебу в спорт, организовывать в школах лингвистические конкурсы юных полиглотов (кто больше языков знает!) и приглашать на вручение призов знаменитых спортсменов, авторитетных певцов – эстрадников, крутых бизнесменов.
Надо поощрять и работников, которые знают чувашский язык. Особенно, если профессия основана на контактах с населением.
Доплачивать за знание чувашского языка учителям, юристам, врачам, продавцам, работникам СМИ, стюардессам, бортпроводникам, продавцам, кассирам, сотрудникам налоговых инспекций, клеркам ресепшена в отелях, чиновникам, ведущим прием по личным вопросам…
Должны быть денежные надбавки. Ведь за знание иностранных языков добавляют. Почему же не добавлять за знание чувашского, который звучит сплошь и рядом, к тому же практически в сто раз необходимее?
Пусть немного, сто рублей, пятьдесят, двадцать восемь с полтиной, дело - не в сумме, а в принципе: должны быть надбавки за более высокий профессионализм!
Люди будут учить язык, потому что сделают зарубку на носу: ага, сегодня доплачивают пятьдесят рублей, а завтра, глядишь, будут добавлять пятьсот. И надо на всякий случай учить. Овчинка стоит выделки!
В рынке эффективнее всего действует принцип окупаемости.
Не надо давить на совесть, местный патриотизм.
Вообще не надо ля-ля.
Если нет на то соответствующих циркуляров, правил, норм, ЦУ, постановлений, законов – надо их принять.
Для чего существует Госсовет Чувашии? Есть же у него полномочия решать такие простые вопросы.
Ничего незаконного тут нет: все служебные нормы основываются на справедливом общефедеральном принципе: «более высокий уровень квалификации должен выше оплачиваться».
И никто не начнет спорить: все согласны, что под «квалификацией» надо понимать в числе прочих достоинств – знание языков.
Так что, вопрос – исключительно к депутатам: пусть обсудят и примут решение.
Тел: (8352) 62-33-08
![]() |