Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Вот это Театр!

Сегодня последний день «Золотой маски» в Чебоксарах. Пятый. Если есть среди наших театралов такие фанаты, которые ходят на спектакли вечер за вечером, то, боюсь, кому-то может и поплохеть. От переизбытка чувств. Это как проглотить за раз упаковку витаминов…

Яков - В.Баринов.
Зачем мы приходим в эту жизнь?

Очень бережно отнесся к авторскому тексту, рассказу А. Чехова, ничего не изменив и не добавив в него ни слова, постановщик спектакля «Скрипка Ротшильда» Кама Гинкас. Наверное, это было очень непросто — переплести диалоги-монологи героев с авторскими комментариями их поступков и характеристик. Вкладывая их в уста самих персонажей. Да и зритель «врубается» в эту игру не сразу. Как не сразу понимает и принимает и двойственность предметов на сцене: играет Яков, главный герой, не на скрипке, а на пиле, гробы, расставленные на сцене — это и островерхие дома. И что каждый из предметов имеет глубокий символический смысл.

…Впрочем, пересказать спектакль — гениальный — невозможно. Надо увидеть. Прожить вместе с персонажами полтора часа и прочувствовать ту необыкновенную тоску о чем-то большом, о главном… (Конечно же, о любви, которую мы часто не ценим, не замечаем, да и не выражаем). Это сильный и мудрый спектакль о жизни, из которой человек добровольно вычеркнул радость и нежность. История человека, который только на пороге смерти понял, как нелепо он жил: воистину, даже смерть лучше такой жизни.

Премьера спектакля состоялась в Америке. Зрители там, как рассказал главный исполнитель, народный артист России Валерий Баринов, первую половину спектакля хохочут — думают, это комедия, а потом «попадают» — и тишина, напряжение и слезы. А после спектакля аплодируют стоя. Это сдержанные американцы, которые встают разве что на рок-концертах. «Скрипку Ротшильда» уже посмотрела почти вся Европа. И всюду, как говорит Баринов, она производит на зрителя неизгладимое впечатление. «Однажды, — вспомнил актер, ко мне после спектакля подошел студент-китаец и сказал: «Это спектакль про моего отца…»



В плену Тайной недоброжелательности

Говорят, для участия в «Пиковой даме» в Чебоксары приезжали 80 человек. Случай невероятный. Причем, актеров, занятых в нем, больше 20. Да каких! Сплошь народные и заслуженные России. Людмила Максакова, Евгений Князев, Юлия Рутберг, Вера Сотникова, Марина Есипенко…

«Пиковая дама» — это тот спектакль, когда тебя ошарашивает в первую же минуту, а потом два с лишним часа сидишь, удивленно пяля глаза. Уже ничего не видя и не слыша, кроме действия на сцене. Если Чехов Гинкаса вкупе с Бариновым, Ясуловичем и Нестеровой в «Скрипке» потрясли психологизмом, то вахтанговцы, не снижая ни на йоту содержательную нагрузку, поразили и феерическим действием, и зрелищностью. Сложная бутафория, крутящаяся сцена, живое музыкальное оформление — все это создает потрясающий эффект. Спектакль просто гипнотизирует.

До чего же хороша Максакова в образе Графини. Всю роль актриса разыграла как цепь трюков, мгновенных перевоплощений. В начале спектакля она грациозна, как фарфоровая статуэтка — далекий отблеск молодой графини. И вдруг уже совсем другая — сварливая, капризная старуха. А в конце — Графиня-призрак, уже совсем другой образ, сатанический. И речь ее, с француз­ским прононсом, грассирующая, жеманная, с надменным изломом… Кажется, именно так, только так и должна говорить пушкинская героиня. Ну гений, гений Максакова. А потом ловишь себя на мысли: а каков Князев в роли Германна? Сколько психологизма, скрытого, но доходящего до зрителя надрыва в его мятущейся душе… А как прекрасна в своей наивности, чистоте и игривости Лиза — Марина Есипенко… И думаешь: нет, гениален здесь режиссер — Петр Фоменко. А спустя еще какое время осознаешь: что гений-то прежде всего Пушкин. Ведь ни одно слово автора постановщик не выбросил, только вложил все в уста самих героев. Они говорят и за себя, и о себе, и об окружающих.

Удивителен персонаж Тайной недоброжелательности в исполнении Юлии Рутберг. У Пушкина об этом лишь в эпиграфе: «Пиковая дама означает недоброжелательность». И более ничего. То есть, роль Рутберг извлечена из самой сути повествования. Затянутая в трико, тонкая и пластичная, Тайная недоброжелательность маячит за спиной Германна, скользит по покоям Графини, порой сливаясь с ней. Она иронична и ребячлива, кажется, знает все наперед, она реальна и эфемерна. Она сама мистическая сущность спектакля. И в то же время в ней заключен пушкинский дух, пушкинская интрига и его восхищение поступками героев.

Графиня - Л.Максакова.
Не всё «Гамлетов» смотреть

А на третий день фестиваля была комедия «Кукла для невесты» Александра Коровкина. Пьеса эта, кстати, чебоксарцам известна. Ее ставили года три назад в ТЮЗе, и даже автор приезжал.

Драматургия, скажем честно, так себе. И все же благодаря режиссерским находкам и талантливой игре спектакль получился весьма эффектным. Поставил его молодой режиссер, но давно известный актер, в том числе и по кино, Александр Мохов, ученик Олега Табакова и актер его театра. Выбор деревенской темы не случаен, она режиссеру близка. Первые 15 лет жизни он прожил в деревне, и считает, что народ деревенский, хоть и резче, но открытее, насыщеннее. В репликах героев нет полутонов и говорят они то, что думают — все как в действительности. Но комедия лирическая и вызывает не только смех, а порой и грусть.

Германн - Е. Князев.

От работы с исполнителями режиссер в полном восторге (И не случайно — сам подбирал, упрямый).

— Я делаю не так, как получается, — сказал он журналистам, — а как хочу.

Чуть ли не за неделю до премьеры заменил актрису, игравшую Лизу. Хотя, говорит, она репетировала хорошо, вот только не так, как ему хотелось. А Раису Рязанову (известную нам по фильму «Москва слезам не верит»), главную исполнительницу в спектакле, заманил чуть ли не обманом.



Лиза - М.Есипенко.

— Сначала, говорил, мы просто попробуем, и все, — вспоминает актриса. — Я не знала, куда ходить, смотреть, сцена — это совсем не мое. Никогда не играла в театре. Он говорит: «Вот давайте пойдем сюда, а теперь сюда…» Я походила. «А теперь попробуем со словами…» Вот так и втянул.

И, видимо, не зря. Спектакль находит живой отклик в сердцах зрителей, что подтвердила реакция чебоксарцев. А это главное.



30 мая 2006
00:00
Поделиться