Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

В ДОМЕ ВСЕГДА ЗВУЧАЛА МУЗЫКА

Августа Васильевна часто приезжает на улицу Композиторов Воробьевых. Выйдет из троллейбуса, молча постоит несколько минут, вспомнит детство…

– На том месте, где сейчас Дом мод, когда-то стоял просторный деревянный дом в восемь комнат. В нем и жила наша большая дружная семья, – рассказывает А. Воробьева. – К моему отцу, Василию Петровичу, часто захаживали в гости известные чувашские композиторы, поэты, писатели: Виктор Ходяшев, Григорий Хирбю, Филипп Лукин, Яков Ухсай, Петр Хузангай, Илья Тукташ. Долго о чем-то говорили, спорили. Наши гости очень любили пироги и пирожки, которые в огромном количестве пекла моя мама Евгения Петровна.

В доме всегда звучала музыка. Любовь к ней передалась и детям, а мой старший брат Геннадий по примеру отца стал композитором. К сожалению, он слишком рано ушел из жизни.

И сама я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, поступила в музыкальное училище, проучилась год, но началась война и училище закрыли. Окончила мединститут в Казани в 1948 году и по распределению приехала в Чебоксары.

Всю жизнь проработала в городской санэпидемстанции. Сначала – врачом по гигиене питания. Потом более тридцати лет – главным государственным санитарным врачом г. Чебоксары.

– Августа Васильевна, помнится, вы слыли довольно строгим начальником.

– А без строгости нельзя было. Приходилось многих наказывать за нарушение санитарных правил. И знаете, люди понимали, что требования правильные. Мы регулярно проверяли все объекты строительства, жилье, пищевые и торговые предприятия. И сегодня мне трудно понять новые законы, по которым, скажем, молочный завод, рынок, столовую или продовольственный магазин можно проверять только один раз в два года. Что там творится в течение двух лет, выходит, никому и дела нет.

– Вы всю свою жизнь посвятили медицине. Ну а с музыкой-то как?

– С ней я никогда не порывала. У меня в квартире стоит пианино, есть аккордеон. Играю, пою. И не только для себя.

Прошлым летом вместе с музыковедом профессором М. Кондратьевым, который пишет книгу о композиторах Воробьевых, я побывала на малой родине отца – в Янтиковском районе. Посетили районный музей, где целый зал посвящен композитору Воробьеву. Трогательной была встреча с жителями Алдиарово – там на въезде установлен большой портрет отца, одна из улиц названа его именем. Сохранился и дом, где он родился. Приятно было узнать, что дом собираются реставрировать.

И в Янтиково, и в Алдиарово для нас организовали концерты художественной самодеятельности. И я села за пианино. Исполнила несколько произведений отца, чувашские народные песни. Так что музыка остается со мной.

– Августа Васильевна, а свою фамилию вы оставили в память об отце?

– Да нет, так получилось. Когда после окончания института я вернулась в Чебоксары, встретила здесь интеллигентного, умного инженера с электроаппаратного завода, Леонида Новикова, во время войны эвакуированного в наш город из блокадного Ленинграда. Вскоре мы поженились. При регистрации решили временно сохранить мою девичью фамилию, чтобы не менять все документы. А потом все так и оставили.

– А кто-то из ваших детей стал музыкантом или врачом?

– Нет. Сын выбрал специальность отца. Сейчас работает начальником цеха на «Эларе». А дочь – кандидат филологических наук, заведует кафедрой культурологии в Чувашском госпедуниверситете. Внучка тоже педагог, живет в Ленинграде. Есть у меня уже и правнучка – моя самая большая радость.

С Августой Васильевной мы беседовали в ее новой квартире. Сюда вместе с семьей сына она переехала из старого дома по проспекту Ленина, который городские власти наметили реконструировать. Новостройка, как водится сейчас, до ума не доведена. («В свое время я никогда бы не подписала акт о приемке такого объекта!» – возмущается Августа Васильевна.) Но в не обжитой пока квартире уже заняло свое почетное место пианино. И на нем в рамке красуется большой портрет классика чувашской музыки Василия Воробьева.



"Чебоксарские новости"
17 мая 2006
00:00
Поделиться