Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ТАКАЯ ЗНАКОМАЯ И НЕИЗВЕСТНАЯ ШВЕЦИЯ

“Странные” все-таки эти буржуи — приглашают в свои страны российских журналистов, показывают, как у них “загнивает капитализм”. И при этом расходы командировочные берут на себя. Именно так, на халяву, посетили журналисты “Советской Чувашии” Японию, Израиль, Германию, другие страны. Читателям наверняка запомнились зарисовки о тех поездках. Нам это трудно понять, но цивилизованный мир действительно хочет открыться россиянам, желает, чтобы мы друг о друге узнавали как можно больше. В минувшем марте — как водится, за счет приглашающей стороны, Посольства Швеции в России — журналист “Советской Чувашии” побывал в Скандинавии.



Новый взгляд в северную сторону
Стокгольм — город на островах, всегда красив.
“Мы хотим расширить и обновить представление о Швеции в России”. Эти слова нам, семерым российским журналистам, доводилось слышать почти на всех встречах с северными соседями. И не случайно. Именно таков смысл проекта “Sweden: Upgrade” (Швеция: обновление).

Не случайно и то, что в нашей группе были журналисты из семи регионов. Проект этот предусматривает проведение Дней Швеции в семи российских городах. В Санкт-Петербурге, Вологодской области, Ярославле они уже состоялись, на этой неделе скандинавских гостей принимает Казань. Затем, с 20 мая, эстафету подхватят Чебоксары. В июне шведы покажут себя и посмотрят на нас в Нижнем Новгороде и Самаре.

Рассказать и показать шведам действительно есть много чего. Ведь пока о близких северных соседях, признаться, мы ведаем только чуть-чуть. Ну знаем, что там была группа “АВВА”, есть машины “Вольво” и водка “Абсолют”. Представляем, что Карлсон у них живет на крыше, что существуют “шведские семьи”. А еще по “телеку” не раз видели хоккей в исполнении “Тре Крунур”. Ошибочно думаем, что “шведский стол” и “Альпенгольд” — их изобретения, хотя первый родился в Англии, а шоколад делают в Швейцарии.

Между тем современная Швеция — это страна с высочайшими информационными технологиями (мы, журналисты, убедились в этом, посетив фирму “Эрикссон”). Это — страна замечательных поп-групп и классических музыкальных коллективов (оказывается, поп-музыка — одна из главных статей экспорта Швеции, а виртуозностью труппы Королевского оперного театра нам посчастливилось насладиться в ходе поездки). А еще Швеция — удивительно расчетливая, экономная страна (у них даже министры на работу ездят в метро или в автобусе, некоторые даже на велосипедах). Современное шведское общество же — открытое, демократичное, мультикультурное, а его ячейка — “шведская семья” — совсем не то, что мы привыкли думать.

Впрочем, подобные тезисы, напоминающие пропаганду, читателям, кажется, не интересны. Попробую поделиться некоторыми наблюдениями и ощущениями от пяти дней пребывания в этой, казалось, знакомой, а оказалось — неизвестной мне стране.

От пенсии до пенсии они пенсы не считают
Министр промышленности и торговли Швеции Томас Эструс с благодарностью принял альбом о Чувашии — “Приглашение к сотрудничеству”.
Российские политики часто повторяют: “Общество благополучно, если счастливы старики и дети”. После знакомства с шведской реальностью так и кажется: уж совсем расхожими стали у нас эти слова, чаще и не задумываемся над их глубинным содержанием.
Вот мы, журналисты, как о большом достижении пишем об открывающихся по всей России домах престарелых. Казалось бы, с одной стороны, это хорошо. Но если копнуть глубже, то очевидно: дома престарелых — это показатель упадка нравственности людей, потери нами чувства сыновнего долга. Ведь почти у всех, кто оказывается в казенном доме, есть родные дети. Коротать там последние годы своей жизни наших стариков вынуждает и нищета. Как им прожить на мизерные пенсии?

По возвращении из Скандинавии, когда некоторым знакомым рассказывал о жизни шведских пенсионеров, мои собеседники парировали: “Так они же уходят на пенсию лишь в 65 лет”. Да, это почти так. Дело в том, что можно уйти на отдых в промежутке от 60 до 70 лет и получать меньший (до 65 лет) или больший (после 65 лет) размер пенсии. Женщины там живут в среднем 83 года, мужчины — 78 лет. У нас, как известно, продолжительность жизни среднестатистического сильного пола — 58 лет…

Шведам полагаются две пенсии — “народная” (в пересчете примерно 350 долларов) и “дополнительная” (в среднем 1500 долларов в зависимости от стажа, месячной зарплаты, количества прожитых в стране лет). Ветераны получают еще и специальную помощь на содержание жилья. Ее размер очень даже приличный — 70 проц. среднемесячного заработка, который на производстве, допустим, составляет 2300 долларов. Так что от пенсии до пенсии им свои пенсы, а вернее, кроны, пересчитывать не приходится.

“Ну хватит дразнить наших стариков рассказом о благоденствии пожилых шведов”, — рассудит, пожалуй, иной читатель и утешит себя: “Не в деньгах счастье”. Может, так оно и есть. Тем не менее скребет душу обида за наших — ведь в Швеции представить невозможно, чтобы кто-либо, тем более из чиновников, хоть как-то обозвал ветеранов. У нас, увы, седовласых все еще будто припечатываем нехорошими словами, обзываем их “старыми хамами”, в транспорте требуем, чтобы “сидели дома”, во властных кабинетах стыдим, мол, “слишком много хотите”… Выскажи нечто подобное в Швеции — тебе бы житья не было.

Страна победившего социализма
Российские журналисты беседуют с директором Департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИДа Швеции Андерсом Бентгсеном и его заместителем Карин Андерман.
Быть рожденным в Швеции в ХХ веке — это ощущение, должно быть, сравнимо с крупным выигрышем в лотерею. Примерно так выразился в свое время один из международных экспертов по вопросам общественного развития.

Нет, не совсем прав эксперт. Выигрыш в лотерею — это нечто случайное, незакономерное. Шведы свое социальное общество без бедных начали создавать свыше ста лет назад. Построенный ими “народный дом” сегодня называют по-разному: шведская модель, общество всеобщего благосостояния, третий путь. У нас в России он более известен как шведский социализм. Видимо, потому, что мы тоже хотели построить социализм, да так и не смогли.

Впрочем, сравнивать их социализм с советским, как и наших большевиков-коммунистов с шведскими социал-демократами, так же трудно, как, допустим, их автомобили “Вольво” с нашими “Москвичами”. У них правящие социал-демократы не действовали по принципу “экспроприировать экспроприированное”, а предпочли договориться с собственниками. Они не забивают “корову капитализма”, а доят ее на благо всего общества. Словом, шведские буржуи без фанфарных перестроек и углублений реформ на деле улучшают жизнь всего народа, а не отдельных элитных персон.

Здесь, наряду с мощными частными компаниями, являющимися основой экономики шведского социализма, процветает и народный капитализм. Населения всего-то 9 млн. человек, а мелких фирм насчитывается почти 700 тысяч! Восемь из десяти шведов — владельцы акций.

Непривычно для нас не столько это. Налоги в скандинавской стране не сопоставимы с российскими. Например, ставка подоходного налога составляет от 32 до 35 процентов в зависимости от муниципалитета. А с доходов, полученных от банковского вклада, акционерного капитала, взимается 30-процентный налог. В казну поступают еще и налоги от наследства, собственности, дарения и т. д. Однако большинство шведов не ворчит, с готовностью делится с государством. Ибо убеждено: государство (чиновники) и общество (народ) слушают и слышат друг друга, являются партнерами. Здесь власть не давала и не дает поводов не доверять ей. И не удивительно: по доле социальных расходов в ВВП Швеция находится на первом месте в мире.

Я — начальник, ты — не дурак
Велосипеды в Швеции востребованы круглый год, как и автомобили.
Наша поездка была насыщена и встречами с простыми людьми, и непринужденными беседами с высокопоставленными правительственными чиновниками. И заслуга в том прежде всего — первого секретаря, пресс-атташе Посольства Швеции в России Кристины Юханнессон.

С ее пожелания мы обращались к ней по-свойски — Кристина. Хотя, как можно было понять, она — специалист высочайшего класса не только в дипломатии. Оказывается, в Москве Кристине часто приходится брать на себя обязанности переводчика, работать на переговорах даже на уровне министров.

С руководителями шведских министерств мы общались и в их рабочих кабинетах, и в пресс-центре Министерства иностранных дел. Много интересного узнали в ходе встреч с директором Департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИДа Андерсом Бентгсеном, министром промышленности и торговли Томасом Эструсом, заместителем министра финансов, статс-секретарем Йенсом Хенрикссоном, руководителем департамента МИДа, послом Матсом Стаффанссоном. Не менее познавательными были посещение Шведского телевидения, где с нами откровенно общался репортер редакции новостей “Раппорт”, бывший собкор в России Пер Энерюд, а также встречи в Шведском институте, редакции газеты “Дагенс индустрии” (Промышленность сегодня).

Кстати, на всех мероприятиях хозяева давали нам возможность, что называется, презентовать свои регионы. Пользуясь случаем, и я рассказывал о Чувашии, Чебоксарах, нашей газете, дарил книги и буклеты о республике, ее народе. Оказалось, наши собеседники не просто слышали о нас. Почти везде шведы, узнав, что я из Чувашии, с восторгом говорили: “Геннадий Айги — значит вам земляк! Он у нас хорошо известен. А еще мы знаем, что в Чебоксарах популярно творчество шведского поэта Бельмана”.

На многие особенности поведения чиновников обратили мы внимание. Подкупают они откровенностью, деловитостью. Но больше всего поражают скромностью, неприхотливостью. Шведские министры не только на работу добираются на общественном транспорте. Оказывается, в гараже правительства страны есть всего-то полтора десятка служебных автомобилей — для экстренных выездов в регионы. Нет у них и охраны. “Вот вчера в эконом-классе слетал в Гаагу на конференцию, — рассказал по нашей настоятельной просьбе заместитель министра финансов Йенс Хенрикссон. — Если бы билет купил бизнес-класса, то пресса тут же написала бы об этом. И мне пришлось бы задуматься: подать в отставку или нет”.

Нет, отнюдь не из-за боязни отставки так ведут себя чиновники: “Если ты добиваешься от народа соблюдения каких-то норм поведения, то почему сам должен вести себя по-другому?” Не отрываться от народа — такая норма жизни для шведских чиновников давно стала не принудительным явлением, а естественной повседневностью. Здесь нет никаких спецдомов и спецдач, нет чиновничьих машин с мигалками, нет элитарных больниц и домов отдыха. А бюджетные кроны — деньги налогоплательщика — это как святость, налево-направо тратить их никто и не подумает. Представить невозможно, чтобы чиновники умыкнули казенные средства — законопослушание у шведов в крови.

Королевскую семью тут любят по-настоящему. Хотя, надо заметить, Швеция — конституционная монархия, и практическая власть принадлежит премьер-министру. А любят короля, конечно, не только потому, что он, когда направляется в загородный дом или еще куда-либо, сам садится за руль автомашины, сажает рядом королеву и едет, как и все остальные водители, останавливаясь у светофоров, уступая дорогу пешеходам…

Рассказали нам и о другом правиле. В Швеции на все обращения молодых отвечает лично премьер-министр. И вообще для здешнего чиновника отмахнуться от письма или обращения любого человека — политической смерти подобно. Ибо это означало бы грубейшее отступление от устоявшейся веками традиции равноправного, уважительного отношения между всеми гражданами страны.

Так что российское популярное выражение в Швеции имеет совершенно другой смысл: “Я — начальник, ты — не дурак”.

Бэби-бум, или Папа в декрете
Караульные в оригинальной форме у Королевского дворца всегда притягивают к себе туристов.
Общаясь с нами, шведы ни разу сами не начинали разговор о льготах — видимо, они для них настолько привычны, естественны. А льготный рай здесь создан не для власть имущих, а для престарелых и детей, вернее, родителей.

Так вот, каждой шведской матери, независимо от уровня доходов семьи, в период беременности гарантирована квалифицированная бесплатная медпомощь. Родился ребенок — родители получают 450-дневный оплачиваемый отпуск. Им могут воспользоваться по выбору мать и отец вместе или раздельно. По сути, государство заботится о детях всю жизнь, пока они не станут совершеннолетними. На каждого из двух первых детей до достижения ими 16 лет родители получают по 100 долларов ежемесячно, а на последующих — гораздо больше. Допустим, если в семье появится шестой ребенок, ежемесячная выплата на него в течение 16 лет достигает 800 долларов.

Детсады — это особая песня. Семьи покрывают лишь 3 процента расходов на содержание детей в них. Их не просто “содержат” в детсадах. Там еще и воспитывают — в духе взаимоподдержки, коллективизма.

Доросли до школы. Все учащиеся, начиная с первоклашек, получают от государства ежемесячную стипендию — примерно 100 долларов. В вузах же, кроме множества бесплатных услуг, студентам положена стипендия в 250 долларов.

И вот что примечательно. В Швеции считается нормальным, если отпуск по уходу за ребенком берет отец. Наши собеседники в ранге заместителя министра не без гордости сказали, мол, “уже были в декрете и собираемся еще”.

В этом тоже — глубокий смысл. Женщины в Швеции имеют действительно равные права с мужчинами. Скажем, в риксдаге (парламенте) страны 45 процентов депутатов — женщины. Непривычно для нас много их и среди министров.

Давайте не прощаться!
Шведская семья на воскресной прогулке.
Рассказывать о Швеции и шведах можно долго. Однако газетная площадь не безразмерна. Потому давайте попытаемся сопоставить рассказанное выше, расширить познания о нашем северном соседе в Дни Швеции, которые пройдут в Чебоксарах с 20 по 26 мая. А главное — почерпнуть полезное, попытаться примерить его на себя.

Программа “Sweden: UPGRADE” дает всем нам возможность стать участниками множества познавательных, порой уникальных мероприятий. Уже вечером ближайшей субботы, 20 мая, в “Сеспеле” откроется Неделя шведского кино. В тот же день, в 23 часа, в чебоксарском клубе “Фабрика” (ул. К. Иванова, 9) начнутся концерт группы “Basic Element” и шведская дискотека с DJ Confuze.

В предстоящее воскресенье в кукольном театре шведские актеры два раза — в 11 и 13 часов — покажут спектакль “Больше музыки, папочка!” А в “Сеспеле” продолжится демонстрация фильмов. В клубе “Кантри” состоится концерт джазового дуэта.

Официальное открытие Недели Швеции намечено на понедельник, 22 мая. В тот же день Чрезвычайного и Полномочного посла Швеции в России Юхана Муландера примет Президент Чувашии Николай Федоров.

Культурная программа понедельника включает в себя День шведской детской книги в кукольном театре, концерт классической музыки в Русском драмтеатре.

Насыщенна программа вторника: семинары-презентации по муниципальному партнерству и вопросам профсоюзного движения, открытие выставок живописи и фотографий в Национальном музее.

В последующие три дня — с 24 по 26 мая — продолжится показ художественных и мультипликационных фильмов в “Сеспеле” и здании “Чувашкино”.

Итак: здравствуй, Швеция! Очень хотелось бы, чтобы после проведения дней этой страны у нас мы и гости сказали: “Чувашия — Швеция: давайте не прощаться!”



"Советская Чувашия"
17 мая 2006
00:00
Поделиться