Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

НАСЛЕДИЕ БЕЗ ПРИСМОТРА

Одна из достопримечательностей Чебоксар, украшающая залив, — дом Кадомцева. Он возвышается на западном косогоре. Эту постройку горожане узнают по большой зеленой крыше и просторной мансарде. Усадьбу восстановила фирма «Эридан» к 1996 году практически с фундамента. Однако сейчас она оказалась в очень тяжелом финансовом положении. Дом остался без присмотра. Неплохо было бы его оформить в собственность. Но в чью? Это пока под вопросом.



Подобных архитектурных памятников, не имеющих своего «хозяина», в Чувашии достаточно. В исторической части столицы, к примеру, есть здание Соляной конторы, которую восстановили за счет бюджетных денег, – дом Зелейщикова. Все они представляют собой ценные объекты наследия. Однако нет ясности в том, кто должен их охранять, содержать в надлежащем состоянии, включая реконструкцию. Все потому, считает директор Государственного центра по охране культурного наследия Н. Муратов, что нет соответствующего реестра.

В 2002 году был принят федеральный закон о памятниках культурного наследия – к ним относятся здания, сооружения, захоронения. В общем, все то, что должно находиться под особой охраной. Николай Иванович помнит то время, когда этому документу очень радовались деятели культуры и искусства. Закон оказался современным, но не работающим. Разработчики «забыли» прописать в нем процедуру составления реестра объектов – главного списка того, что, собственно, и требует особого надзора. «Сегодня нужно зачислить в перечень около ста объектов, – говорит Н. Муратов. – По мнению историков-археологов, их в несколько раз больше – свыше полутора тысяч. Если не поторопиться взять эти объекты под строгий контроль, то можно запросто потерять. Их уничтожат или снесут».

С таким утверждением можно и поспорить. Все ли объекты, предлагаемые к «особой охране», имеют историческую, культурную или иную ценность? Может, не количество тут важно?

Центр по охране культурного наследия может подготовить все документы. Но возникает другая загвоздка – в принятом законе нет положения об экспертной комиссии. По идее присуждать зданиям и прочим ценностям статус исторических памятников должны профессиональные оценщики. А их в республике нет.

И в самих списках неразбериха. Согласно старым документам в Чувашии сейчас 655 объектов, представляющих собой «культурную недвижимость». Не многовато ли? Значатся в этом списке и уже исчезнувшие с лица земли. К примеру, судя по этим документам, в Алатыре есть монастырь Святого Духа. А в Чебоксарах, оказывается, стоит Крестовоздвиженская церковь с высокой колокольней. На самом же деле она была разобрана еще в ходе подготовки зоны затопления. Правда, тогда писали, что разобран храм с целью восстановления на другом месте.

Есть в республике и такие здания, которые, наоборот, просятся в список исторических. Правда, многие из них имеют, думается, значение лишь для отдельных сел, деревень, но никак не для всей Чувашии. Вот некоторые из них. В столице на улице Дзержинского стоит 24-квартирный жилой дом № 26 – это произведение архитектора И. Ведянина. Охраны требует целый микрорайон в Чебоксарах по улице Текстильщиков. Его застраивали в 40-50-е годы пленные немцы по проектам известных московских зодчих. Интересная лепнина под угрозой. Некоторые здания за счет частных инвестиций уже реконструируются на современный лад – ведь собственники могут делать с домами все, что им вздумается.

Впрочем, есть примеры бережного отношения собственников сооружений к историческому наследию. На сегодня 32 объекта находятся в их собственности. Львиной долей владеет Чебоксарско-Чувашская епархия – под ее опекой находятся 15 церквей и храмов. Заботится о своем культурном имуществе фирма «Ступени». Она является хозяйкой бывшего Дома печати по улице Воробьева, 5. Это здание образца конструктивизма передано в собственность под особые условия – нужно было заменить сгнившие деревянные перекрытия и фундамент. На все работы фирма затратила 10 млн. рублей.

В отличном состоянии содержит исторический дом по проспекту Ленина «Альта-студио». Фирма «Инвест-Лад» практически из руин восстановила здание по ул. Сеспеля, 8. Теперь там находится музей чувашского поэта. Правда, этот объект пока не в собственности, а передан в аренду на 49 лет. Живой интерес к историческим памятникам проявляет также «Чувашэнерго». Но с вступлением в 2002 году закона передать что-либо в руки частников пока невозможно. Все упирается в отсутствие обновленного реестра.

Да и центру по охране культурного наследия надо держать ухо востро. Нужно быть уверенным в надежности собственника. А то может получиться как с помещичьей усадьбой в деревне Ялушево Алатырского района. В 2001 году ее купил один московский предприниматель якобы за 50 тысяч рублей. Обещал выполнить ремонт, но с тех пор он больше не появлялся. Изымать дом у безответственного покупателя теперь придется через суд…



"Советская Чувашия"
13 мая 2006
00:00
Поделиться