Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

НАХОДИМ, ЧТОБЫ ПОТЕРЯТЬ?

Житель Москвы А. Киселев на руки получит 27 справок, подготовленных историческим архивом нашей республики. Они лягут в основу его генеалогического древа, корнями уходящего в сороковые годы 17 века.



Так уж устроены люди, им всегда хочется знать свое прошлое и будущее. Что ждет нас впереди — угадать не суждено никому. А что касается прошлого, то при желании каждый может узнать, из какого он роду и племени, кем были его предки. В последние 10-15 лет, с получением доступа к архив-ным материалам, интерес людей к своим корням возрос. В наш исторический архив поступает немало генеалогических запросов. Не только от жителей республики, но и от тех, кто обосновался в других регионах. В каждом запросе одинаковая просьба: докопаться до максимально возможной глубины. Документы архива позволяют добраться до 1726 года. Основываясь на сведениях из метрических книг, можно составить генеалогическое древо до седьмого-восьмого колена. Архив-ные документы хранят сведения о рождении, крещении, венчании, сословном происхождении, вероисповедании наших предков, дату их кончины, время и место погребения. Даже причины смерти дальних родственников зафиксированы. Для составления родословной достаточно указать фамилию, имя и отчество бабушки и дедушки, дату и место их рождения. Услуга эта платная: от 2 тысяч и более в зависимости от объема поисковой работы.

Исторический архив, у которого каждый рубль на счету, рад всем помочь. Тем более что ему есть на что тратить заработанные деньги. Например, на картонирование фондов. Пока всего лишь 30 процентов документов из 1104 тысяч единиц хранения размещены в удобные в применении коробки из бескислотного картона. В таких упаковках нуждаются многие документы, перевязанные обычным шпагатом, который имеет свойство впитывать влагу. А где сырость — там плесень, губительная для любой бумаги, тем более старой. И содержать хранилище в определенном температурно-влажностном режиме нет никакой возможности. Не действует калориферная система, давно отработавшая свой срок. На установку новой нужны деньги. Но вместо увеличения объема платных услуг архив вынужден приостановить исполнение генеалогических запросов. Потому что каждое обращение к документам ухудшает и без того плохое состояние метрических книг.

— До 2002 года они были доступны всем желающим. Многие жители республики по этим книгам сами исследовали свои родословные, — рассказывает директор государственного исторического архива Г. Ертмакова. — Поиски отнимали у них не только месяцы, но и годы. Человек, не обученный работе с архив-ными документами, листает подряд все страницы. Из простого любопытства эту книгу трогают его соседи, тем самым сокращая жизнь старинным документам. При такой эксплуатации надолго их не хватит. С 2002 года граждан к метрическим книгам не допускаем. Нам важно сохранить эти документы для будущих поколений.

Исполнить запрос с наименьшим риском для сохранности документов могут специалисты архива. Но и для них это нелегкая задача. “Запах и пыль веков, клещи небезвредны для организма человека. Уже через пару часов работы над метрическими книгами начинаются признаки аллергии, — объясняет заведующая отделом информационного обслуживания Г. Семенова. — Но архивисты беспокоятся не за свое здоровье, а за физическое состояние бесценных документов, часть из которых буквально рассыпается”.

Современные информационные технологии позволяют обращаться к этим источникам информации, не подвергая их угрозе исчезновения. Можно и нужно создавать электронные версии архивных материалов — так называемые “фонды пользования”. Базу данных с поисковой системой смог бы сделать Электронный архив Москвы. Только вот стоит такая услуга немалых денег — около 15 миллионов рублей. Есть другой вариант: самим закупить необходимое оборудование. Республика выделяет средства на создание лаборатории реставрации и микрофильмирования. Только в этом году на эти цели получено 500 тысяч рублей. Уже в третьем квартале в архив должны поступить листодоливочная машина, восстанавливающая и укрепляющая поврежденные листы бумаги, стол для удаления влаги, пресс для реставрационных работ. Используя все это, можно “лечить” документы с машинописным текстом. Но этого мало. Несбыточной мечтой архивистов остается вакуумный стол для рукописных материалов. Ведь все дореволюционные документы, в том числе и метрические книги, оформлялись от руки.

— В этом оборудовании нуждаются и другие архивы республики, музеи, библиотеки, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, — говорит Г.Ерт-макова. — Нам бы один вакуумный стол на всю республику. И мы бы спасли тысячи документов, более того активно использовали бы их в духовном просвещении общества.



"Советская Чувашия"
12 мая 2006
00:00
Поделиться