Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Из дневника режиссера

Человеку нельзя верить, его можно только любить. Со всеми его недостатками…

* * *

«Телеюрa»… «Тaртaри!»… Веселится и ликует весь народ… Кого только там нет! С голосом, без голоса, с образованием, без… Да, может быть, и так мыслят некоторые: «Чем я хуже других? Выйду на сцену и спою…» Вот так и пополняются ряды попкультуры. Ради чего они выходят на сцену? К чему вся суета и беготня? Ради популярности? Денег? А к чему такая известность?!

Это трудно назвать эстрадой. А об артистах разговорного жанра и сказать нечего… Этот «плоский юмор» мы видим на плоских экранах своих телевизоров… Это часть нашей национальной культуры или бескультурья. «Вы еще думаете, смотреть такие передачи или нет? Тогда мы идем к вам!»

Шоу, шоуконцерт, шоубизнес… В чувашском языке есть слово «шу» (диалектное) — вода. Воду можно лить бесконечно…

* * *

Современное русское кино. Миллионные сборы. Только русское ли оно? Все для зрелищности. И спецэффекты, и «звездные» актеры, которые легко и без перемен кочуют из одного фильма в другой, из сериала в сериал… Снимаем на «голливудский манер»… И стиль, и форма — все оттуда. Значит, и содержание… Но у нас самихто совсем другое содержание. Хотя надо признать, что в последних картинах пытаются украсить наше «внутреннее» душевностью, русской самобытностью. По-моему, русское содержание — это не столько душевность, а сколько духовность.. А посмотришь — «первых нет, нет и отстающих…»

Тарковский, Феллини. У них у каждого свой стиль, своя форма, в то же время есть чтото общее — интернациональное…

* * *

Олимпиада. Какие молодцы наши спортсмены! Они заняты делом. Много не болтают. Собранные, целеустремленные. Нам бы такое стремление. Чтобы каждый на самом деле занимался своим делом». Чтобы не было времени для пересудов и болтовни…

* * *

Не грущу о Г. Айги… Его никогда не было рядом с нами. Он всегда был выше нас. И его поэзия выше нашей суетности, и даже выше смерти, этих похорон…

Мы только можем пропускать через себя его поэзию и чувствовать, как она задевает струны наших душ…

* * *
Сцена из спектакля "Собаки".

«Собаки» К. Сергиенко. Бездомные собаки в овраге… Овраг — это рана земли. В этой ране стая собак, они сплочены вокруг идеи. Идеи бывают разные. Люди театра собираются вокруг идеи самого театра, если, конечно, они «призванные», «посвященные», их ничто не останавливает: ни маленькая зарплата, ни отсутствие жилья. Это тоже стая. Но только из этой стаи не уходят…

Если жизненный путь воспринимать как одно большое испытание, легче идти. И приходится искать ту самую «дверцу», которую ищут собаки из оврага. В собачьем представлении за этой дверкой — человек, друг, но не хозяин. Точно так же человек стремится к Богу, как к творцу. И каждый человек по призванию творец. И творим мы все по мере своей испорченности. Редко творим по «образу» и по любви. Сегодня в основном все происходит «по понятию». Это уже другая стая. Свобода выбора: в какую стаю вступать… Или оставаться вольным псом. Иногда эта свобода так пугает нас, давит, что мы готовы от нее отказаться. Лишь бы занять себя чемто, лишь бы ни о чем не волноваться… И человек начинает собачиться: огрызается, становится жестоким и «слепым». Перестает видеть и слышать окружающий мир. Вот вам и «собачья» жизнь…

Подготовила Надежда ИВАНОВА.


"Советская Чувашия"
11 мая 2006
00:00
Поделиться