Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

И ЧИСЛОМ, И УМЕНИЕМ

Статья о состоянии чувашской эстрады «Песни, что строить и жить помогают», опубликованная 13 апреля, вызвала разные отклики. Речь в ней шла о невысоком качестве современной музыки и исполнения, о финансовых трудностях работников сцены и культуре поведения зрителей. После выхода материала в редакцию стали поступать звонки, пришли письма. «Хорошая тема для размышления, — поддержал нас читатель Юрий Георгиев из Чебоксар. — Все только знают, что посмеиваются над артистами, а как им помочь сделаться лучше, никто не предлагает. А ведь нашими исполнителями надо дорожить, потому что они представляют уникальную национальную культуру». Вот еще некоторые мнения о проблемах современной чувашской песни.



Народ спорит, эстрада поет. (На сцене Вячеслав Христофоров.)

Волна нападок на национальную эстраду периодически накатывает со стороны некоторой части населения. А кого сегодня не ругают?

С кого брать пример? С американской эстрады? Так ей уже сто лет. С советско-российской? Так ей, родимой, с Вертин-ским, Лещенко, Утесовым и Шульженко пошел 80-й год. Как ни крути – «тетка» с опытом. В самом соку. А у нашего «малыша» (читай – национальной эстрады) молочные зубы недавно выпали. И все сразу хотят шедевров. Невозможно так.

Наш соотечественник уже может гордиться тем, что ни один регион в России не имеет такого количества исполнителей, как Чувашия. Действительно, край ста тысяч песен и более ста артистов эстрады. Кто-то справедливо заметит: «Не числом, а уменьем». Согласен. Но давайте разделим умение на самодеятельное опытное и на профессиональное начинающее. Кому конкретно отдать предпочтение среди эстрадных талантов? Ивану Христофорову, Кларе Чекушкиной – скажут многие и будут тысячу раз правы.

А что же юные? И здесь полный порядок. Не было равных, к примеру, на Международном конкурсе вокалистов в 2005 году нашему Гаврику Возякову. Выступал сей талантливый отрок даже в Кремлевском дворце и был солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски МВД России. А запела бы Августа Уляндина на английском языке сегодня, завтра, полагаю, проснулась бы в собственном коттедже во Флориде. Талантов много…

О. КАЙКАР, певец и композитор.
* * *

Согласна, у нас есть много замечательных певцов. Вспомнилось мне, к примеру, вот что.

В начале апреля посчастливилось побывать на концерте Вячеслава Христофорова. Зал театра оперы и балета был полон: пришли и стар, и млад. На фоне всех заурядных эстрадных песен репертуар В. Христофорова заметно выделяется. В словах и музыке боль и радость, любовь и переживания – все то, что роднит нас. Песни никого не оставили равнодушными. Не зря Президент Н. Федоров высоко оценил его заслуги в развитии нашей национальной культуры, присвоив ему звание «Народный артист Чувашской Республики». Вот у кого надо учиться нашим молодым «звездам».

Н. Иванова. с. Моргауши.
* * *

…А что плохого в том, что люди перед концертами посещают буфеты? Считаю, что если человек отдал деньги за поход в филармонию или дворец культуры, то он имеет право на полноценный отдых.

Мы, например, с женой стараемся никогда не пропускать концерты «Телеюр=». Перед представлением всегда «подкрепляемся» вином или сорокаградусной. И не мы одни – почти все так делают. Супруга моя на концерте певцов так начинает подбадривать – даже танцевать выходит.

Другое дело, когда люди перестают чувствовать норму: начинают буянить или вовсе засыпают. Видел не раз и такое. Тогда уже, наверное, всем неприятно – и зрителям-соседям, и исполнителям…

В. Михайлов. п. Кугеси.
* * *

…Не надо ерничать!

Национальными достижениями последних 15 лет можно считать уже то, что мы перестали стесняться говорить в общественных местах на чувашском, на родном языке пишем вывески, объявляем остановки на транспорте. И изучение чувашского в городских школах, в вузах большинство воспринимает как должное. В этот же ряд можно поставить и национальную эстраду. Вспомним хотя бы, была ли она вообще у Чувашии лет 15-20 назад? Да, содержались на государственные деньги для показухи два ансамбля, солисты которых разве что три слова на чувашском понимали. Не будем забывать и то, что эстрада — это и бизнес. Коль в залы зритель валом идет, значит, товар востребован. К кому же эстрадники, в отличие от других творческих сообществ, денег из бюджета не требуют. А что касается количества, то, как известно, в бизнесе оно всегда переходит в качество — слабых конкуренция отсеет.

Ну а болезни роста, конечно, есть. О них должны судить профессиональные «доктора». Вот их-то у нас, похоже, нет.

В. ВАСИЛЬЕВ, заслуженный работник культуры Чувашии.
Редакция ждет активности в дискуссии самих исполнителей. Наш телефон 62-05-67.


"Советская Чувашия"
21 апреля 2006
00:00
Поделиться