Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

"ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ" ПОД "СКРИПКУ РОТШИЛЬДА"

Что общего между спектаклем Московского ТЮЗа “Скрипка Ротшильда” и хореографической миниатюрой Екатеринбургского театра «Тихая жизнь с селедками»? На первый взгляд — совершенно ничего.



Константин Райкин в спектакле "Контрабас".

“Скрипка Ротшильда” — последняя часть трилогии “Жизнь прекрасна. По Чехову” в постановке известного драматического режиссера Камы Гинкаса.

Используя чеховскую философию, режиссер показывает историю пробуждения человеческой души. В первой части — “Черный монах” — главного героя тревожат видения. То ли это шизофренический туман, то ли духовное озарение. Во второй — “Дама с собачкой” — банальный курортный роман мужчины и женщины перерастает в сильное чувство. И, наконец, апофеоз в “Скрипке Ротшильда”. Для равнодушного к человеческим радостям и страданиям гробовщика Якова — смерть главная пособница в бизнесе, о котором зритель ни на минуту не забывает. По всей сцене расставлены гробы — мужские, женские, детские… И только после смерти жены циничные мысли Якова о прибылях и убытках, о том, что “мало помирают” прерывает совершенно посторонняя мысль об умершей Марфе. “Как же я рядом с ней прожил пятьдесят лет — и ни разу не приласкал, не пожалел, платочка купить не догадался или принести чего-нибудь сладенького?” Тоска по иной жизни, в которой могли быть и радость, и нежность, и детский смех, — сводит в могилу гробовщика.

Если на “Скрипку Ротшильда” лучше идти подготовленным, перечитав Чехова, то хореографические постановки “Свадебка” и “Тихая жизнь с селедками” понятны зрителю практически любого возраста и с любыми вкусовыми пристрастиями — как в области искусства, так и в гастрономической. В основе “Свадебки” — одноименное произведение И. Стравинского, “русские хореографические сцены с пением и музыкой”, основанное на обряде древних славян.

А “Тихая жизнь с селедками” должна особенно понравиться феминисткам. В роли селедок — безвольные юноши, которых энергичные, напористые танцовщицы-женщины чистят, вымачивают, режут на дольки, и наконец превращают в приятное взору и любимое большинством россиян праздничное блюдо — селедку под “шубой”. Метафора ясна: русские женщины неустанно “доводят до ума” любимых мужчин, чтобы и для себя сделать их “удобоваримыми” и вывести в свет не стыдно было.

С одной стороны “Селедки” чуть ли не площадное искусство, — говорят критики. А с другой — по танцевальной технике это один из самых сложных спектаклей Татьяны Багановой, хореографа Екатеринбургского театра “Провинциальные танцы”. Она уже дважды становилась лауреатом “Золотой маски”.

Именно этот театральный фестиваль, который пройдет в Чебоксарах с 26 по 30 мая, и объединяет такие несхожие по замыслу спектакли, как “Скрипка Ротшильда” и “Селедки”. И не только их. В гастрольной программе, утвержденной некоммерческой организацией “Золотая маска” и Чувашским отделением Сбербанка, значатся “Пиковая дама” (театр им. Евг. Вахтангова), «Кукла для невесты» (театр-студия Олега Табакова) и моноспектакль театра “Сатирикон” — “Контрабас”. Премьера последнего состоялась шесть лет назад, на юбилейном вечере актера и художественного руководителя “Сатирикона” Константина Райкина. Моноспектакль считается едва ли не самым рискованным театральным жанром. Тем более, что “Контрабас” П. Зюскинда — это скорее монолог, нежели пьеса. Но, по единодушным отзывам критиков, Райкин блестяще справился с ним, два часа удерживая внимание публики.

Теперь оценить все эти спектакли смогут и жители Чувашии. Ведь театральное искусство — как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.



"Советская Чувашия"
20 апреля 2006
00:00
Поделиться