Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

АНШЛАГИ УХОДЯТ В ПРОШЛОЕ?

В отличие от некоторых областных центров, Чебоксары можно считать театральной столицей. У нас работают театры кукол, юного зрителя, русской и чувашской драмы, оперы и балета, экспериментальный. У каждого из них свои задачи, репертуар и аудитория. В столице художественный вкус зрителя формируется с малых лет. Сначала родители ведут малышей в кукольный театр, в школьном возрасте вместе с семьей или классом посещают ТЮЗ и другие залы. Вырастая, юноши и девушки сами начинают выбирать, где им проводить досуг. Но почему-то в последнее время они не толпятся в очереди у театральных касс. В жизни не все получается так, как хотелось бы. Вот и на заседании коллегии Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела, рассмотревшем итоги работы за прошедший год, прозвучала довольно серьезная критика в адрес театральных учреждений, особенно театра юного зрителя, что вызвало резонанс в средствах массовой информации. Разъяснить ситуацию мы попросили первого заместителя министра В. Бондарева.



— Виктор Сергеевич, отчетные данные за прошедший год, на первый взгляд, неплохие. Театры выполнили, а некоторые даже перевыполнили план. Что стоит за радужными показателями?

— Если верить бодрым рапортам, на наших сценах все благополучно. Но при более глубоком анализе цифр вырисовывается весьма интересная картина. Например, оперный по количеству спектаклей выполнил план только на 81 процент, а русский драматический - на 124 процента. При значительном недоборе спектаклей первый перевыполнил план по выручке на 311763 рубля, по зрителям - на 7059 человек. Русский театр сверх плана показал 60 спектаклей, заметно перевыполнив план по выручке. Но зато план по зрителям он выполнил только за счет дополнительных представлений. Театр чувашской драмы показал лишних 16 спектаклей, сумев увеличить выручку на 290 тысяч рублей, но зрителей прибавилось совсем мало. Театром юного зрителя сверх плана продемонстрировано 15 спектаклей, но при этом выручка выросла всего лишь на 11005 рублей (0,7 процента), а количество зрителей – на 340 человек (0,6 процента). Скажите, чему тут радоваться? Посещаемость падает, и чтобы выполнить план по обслуживанию зрителей, театры увеличивают количество спектаклей. Эта тенденция появилась не в прошлом году, и нельзя делать вид, что ничего не происходит. А самодовольство некоторых руководителей даже удивляет. В ТЮЗе, например, драма «Эс\ кайр=н та…» (С тобой и без тебя), комедия «Ёухал-н= хуркай=к ёул\» (Затерянный млечный путь) в первом квартале нынешнего года были сыграны по два раза. На четыре представления продано всего 183 билета. На спектакль «Женись, Иван» пришли 30 зрителей, а на постановку «Зачем с тобой мы повстречались?» и того меньше – 11. Комментарии здесь излишни. А сколько уходит средств на постановки, не считая заработной платы актерам, другим работникам сцены? О каком качестве спектакля и какой выручке от реализации билетов можно говорить в данном случае? Об окупаемости постановок и говорил министр Петр Краснов на расширенном заседании коллегии.

— Но уместны ли претензии, когда речь идет о классике? Д.Фонвизина, А.Чехова и других ТЮЗ ставит не ради украшения афиши громкими названиями, а в помощь школьникам, для лучшего усвоения ими учебной программы.

— К сожалению, Чехова мы не осилили. Ставить его очень сложно. Чтобы донести до зрителей внутренний мир его героев, чеховский юмор, недостаточно выучить текст. В марте Чебоксары посетил председатель Союза театральных деятелей РФ, известный артист театра и кино Александр Калягин. Спектакль «Лица» по рассказам Чехова стал мастер-классом для местных артистов. Так и надо «играть» Чехова. Если уж браться за спектакли для подростков и юношества, то ставить их надо так, чтобы действо получилось захватывающим, волнующим и заставляющим переживать. С этой задачей ТЮЗ справляется не всегда.

— С чем это связано?

— В первую очередь с качеством постановок. К сожалению, ТЮЗ постепенно превращается в театр одного режиссера.14 из 29 спектаклей текущего репертуара поставлены самим В. Ориновым, 7 - С. Васильевым, 6 - А. Васильевым и по одному спектаклю В. Григорьевым и В. Иовлевым. Занимая должность художественного руководителя, Оринов должен бы отвечать за уровень мастерства каждого актера, за качество всех спектаклей. Но едва ли на это у него остается времени. Ему выгоднее заниматься постановками, потому что каждая из них оплачивается дополнительно. Но так ли это хорошо для актеров? Работа с разными режиссерами, в том числе и приглашенными со стороны, способствовала бы росту их сценического мастерства. Если режиссеров в театре несколько, есть на кого равняться, с кем спорить. Равнение на самого себя, пусть даже режиссера талантливого, приводит к застою и исключению инакомыслия. Разве можно называть нормальной атмосферу, когда руководитель выясняет отношения со своими подчиненными через Верховный суд. И об этом говорилось на коллегии.

Театру юного зрителя, как никакому другому, надо бы учитывать возраст зрителей. За годы рыночной реформы выросло новое поколение со своими проблемами и потребностями. Найти с подростками общий язык не так просто. Может быть, оттого и не ходят молодые в театр, что не находят там ответа на волнующие их вопросы. А театр не знает, чем их привлечь на свою сторону, и в погоне за зрителем берется за любую пьесу. В итоге половину афиши заняли постановки на потребу, отвечающие запросам людей старше двадцати лет.

Вместо того, чтобы искать выход из создавшейся ситуации, пытаемся кого-то убедить в том, что наш театр имеет свое лицо, соответствующее статусу. Много ли согласных с таким мнением? Зайдите в зрительный зал во время спектакля, и увидите. Вот В.Оринов в одном из своих интервью упоминает о высоких оценках москов-ских критиков, данных нашему ТЮЗу. Но, к сожалению, я лично этих выступлений не читал. Где и когда они были опубликованы?

— Без оценки профессиональных театроведов творчество режиссеров и актеров переходит в застой, а любое замечание начинает восприниматься чуть ли не как личное оскорбление. Остается набраться терпения и ждать возвращения в республику специалистов из Академии театрального искусства Санкт-Петербурга. Виктор Сергеевич, кто они такие?

— Да, в прошлом году впервые по направлению нашего министерства трое молодых людей поступили учиться в Санкт-Петербург-скую государственную академию театрального искусства. Не случайные люди. М. Курышина в академию поступила после третьего курса Чебоксарского художественного училища, Т. Силадорова – после музыкального училища, а С. Фишер уехал после первого курса театрального отделения нашего института культуры и искусств. После окончания учебы все они будут трудоустроены в театрах республики.



"Советская Чувашия"
12 апреля 2006
00:00
Поделиться