Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Педагогика как волшебство

Когда-то ее, семилетнюю, родители привели в музыкальную школу города Кирова. Она не знала на чем хочет играть. Предложили скрипку. «Хорошо, — согласилась девочка». И с тех пор, уже четыре десятилетия, заслуженный работник культуры ЧР Вера Владимировна Потапова с инструментом не расставалась.

– Это — один из самых сложных инструментов, — говорит музыкант. — К скрипке непросто приспособиться. Даже в упрощенном виде ничего не сыграешь, не овладев хотя бы азами. На «приручение» уходит от полугода до двух и более лет. Но обо всех трудностях забываешь, когда скрипка в твоих руках зазвучит.

В 1965 году Вера Владимировна начала работать в оркестре Чувашского музыкального театра. Ей повезло: тогда главным дирижером был очень талантливый музыкант Леас Святославский. Значительное внимание он уделял филармоническим концертным программам.

— Человек высокой культуры, эрудит, — вспоминает В. В. Потапова. — Святославский первым в Чебоксарах начал играть Д. Шостаковича: Первая, Пятая, Седьмая симфонии. В нашем репертуаре были и симфонии С. Прокофьева — Первая и Седьмая. Для участия в концертах дирижер приглашал из Москвы великолепных солистов — работать с ним было необычайно интересно.

Вторым оркестром в ее жизни стал камерный оркестр преподавателей музыкальной школы им. С. Максимова и музыкального училища, активно выступавший во второй половине 70-х — 80-е годы Ведущими в нем были известные в городе музыканты-струнники: скрипач Валерий Потапов, альтист Вячеслав Миронов, виолончелист Юрий Миронов.

— С оркестром выступали разные дирижеры — наш Эдуард Борисов, казанский музыкант Анатолий Тихонов. Мы исполняли симфонии Гайдна, Бриттена, концерты Баха, Генделя, Вивальди.

В музыкальном училище Вера Владимировна начала работать в классе камерного ансамбля и концертмейстерском классе. Вместе со студентами, приобретавшими в процессе музицирования с нею навыки ансамблевой игры, переиграла более 60 сонат: Моцарт, Бетховен, Брамс, Григ. Исполнительство — оркестровое, ансамблевое, сольное — привлекало возможностью общения с прекрасной музыкой, побуждало к исследованию самого инструмента и возможностей музыканта, играющего на нем. Все это нашло выражение в сфере музыкальной педагогики, которая и стала ее подлинным призванием.

Вера Владимировна со своими учениками Ольгой Кузьминой и Андреем Ладейщиковым.

Класс № 4 в музыкальной школе им. С. Максимова и класс № 18 в музыкальном училище им. Ф. П. Павлова — вот два основных места, где обучает юных музыкантов игре на скрипке преподаватель Вера Владимировна Потапова. Более тридцати ее учеников продолжили обучение в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях. Более двадцати уже работают в разных музыкальных коллективах России. Около ста человек прошли через ее класс специальной скрипки музыкального училища. Это внушительные цифры. Особенно если учесть, что способ обучения музыке — индивидуальный: ученик, педагог…

– Попытки обучать игре на скрипке целой группой были и есть, например в Японии. Это дешевле. Но отнюдь не продуктивнее. Индивидуальный способ утвердился более чем 300 лет назад — с тех пор как существует профессиональное обучение. В России обучение музыке было одной из составляющих образования: обязательное в дворянских семьях, оно было не столь доступно представителям других сословий. Существующая сегодня система специального музыкального образования сложилась в СССР. Ей завидовали в других странах: «У вас так учат и столько учат!». Обучение на скрипке стоило родителям ученика музыкальной школы 1 рубль 50 копеек в месяц. В мире ничего подобного не существовало. Сейчас родители платят 180 рублей в месяц. Да, дороже. Но это ничто, по сравнению с ценами за рубежом. В современной российской музыкальной школе условия обучения сопоставимы с условиями обучения дворянских детей в XIX столетии. Возможно даже лучше: ведь кроме одного педагога, ведущего скрипку, с учеником работают музыканты разных специальностей. В школе проводятся занятия по сольфеджио, музыкальной литературе, в хоре…

Начинаем мы с нескольких детских песенок. Затем следуют детские классические пьесы: Баха, «Allegretto». Но ведь даже простую мелодию можно сыграть по-разному: громче — тише, нежнее — решительнее… Когда дети слышат в сравнении и то и другое, когда они сами подхватывают эмоциональный настрой, им становится интересно. И если ребенок попадается на крючок творчества, его не остановить! С усложнением репертуара — это концерты А. Вивальди, Ш. Берио, Л. Шпора, Г. Венявского, А. Вьетана — возникают новые задачи. И меня как педагога охватывает азарт: сможет ли ученик это сыграть? Смотрю — может. А дальше? И так ступенька за ступенькой…

По-разному складываются профессиональные судьбы учеников Потаповой. Большинство поступают в консерватории, в том числе и Московскую. Ее закончили Инна Зильберман, Андрей Ладейщиков, Ольга Кузьмина. В Российской Академии музыки им. Гнесиных учится Елена Лещанова. В консерваториях Поволжья — Нижнем Новгороде и Саратове — продолжают свое образование Екатерина Маркитанова, Ольга Мочалова, Виктория Трепова. Сергей Емельянов, получив надежную основу у Потаповой, поступил в спецшколу при Казанской государственной консерватории. Ныне он — заслуженный артист Республики Татарстан, концертмейстер казанского Камерного оркестра «Primavera». После окончания Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, самой консерватории и аспирантуры Тимур Воротников играет в оркестре «Виртуозы Москвы».

Но все они не забывают родной город. Голоса их скрипок часто звучат на сценах музыкальной школы, училища, филармонии. Молодые мастера играют с камерным оркестром Чувашии, где сейчас работают три выпускницы Потаповой: Эльвира Маркитанова, Марианна Архипова, Людмила Фандеева. На прошлой неделе чебоксарских любителей музыки порадовал Dolce-квартет из Москвы, выступивший на сцене филармонии. Организовала его приезд ученица Веры Владимировны Ольга Кузьмина, которая играет в квартете партию первой скрипки.

Из нынешних учеников Веры Владимировны большие надежды подает четырнадцатилетний Павел Фадеев. В 2002 году юный скрипач был удостоен Гранта Президента РФ. Он успешно выступает на всероссийских и межрегиональных конкурсах юных исполнителей, не раз становился лауреатом и дипломантом. Буквально на днях Павел Фадеев вернулся из Нижнего Новгорода с Регионального открытого конкурса струнников, где завоевал III место.

Результаты педагогического труда Потаповой поражают. Каким высоким профессионалом, каким чутким человеком надо быть, чтобы из ребенка, даже не умеющего держать в руках скрипку, вырастить музыканта! Вера Владимировна Потапова обладает даром делать из ученика единомышленника в творческом постижении законов музыки. Это волшебство и есть ее работа.



"Советская Чувашия"
11 апреля 2006
00:00
Поделиться