Романтика и финансы
В театре оперы и балета прошел юбилейный творческий вечер дирижера Владимира Павлова. Музыканта поздравляли министр культуры республики П. С. Краснов, коллеги, друзья.
|
— 60 лет это много или мало? — С этого вопроса началась беседа маэстро и молодого музыковеда Анны Самушковой.
— Как ни странно, но я не чувствую этих лет.
— Все ли ваши творческие надежды сбылись?
— Конечно, не все. Планы в молодости были почти «наполеоновские»…
— Чем вы объясните частые смены коллективов — неуемностью, неукротимостью натуры?
— Скорее нетерпимостью к несправедливости. В театрах обычно много столкновений, особенно с администрацией. Реже творцы, а скорее финансисты, они считают каждую копейку. А чтобы поставить хороший спектакль, нужны немалые деньги. Наши же театры, как правило, бедны, оклады артистов низкие. Слава Богу, пока ещё есть энтузиасты, которые работают ради искусства.
— Какие свои постановки считаете удачей?
— Назову два этапных спектакля и для себя, и, пожалуй, для театра. Первый был сделан очень давно, сразу после окончания аспирантуры у профессора, дирижера с мировым именем Натана Рахлина. Это опера Бизе «Кармен», премьера которой состоялась в декабре 1973 года. Другой — опера Андрея Петрова «Петр Первый». Это гениальное произведение, настоящая революция в жанре.
— Кого в искусстве вы считаете своими учителями?
— Это, несомненно, Натан Григорьевич Рахлин. Вспоминаю один случай. Я увлекался коллекционированием записей выдающихся дирижеров. Как-то нашёл «Манфреда» Чайковского под управлением Рахлина и сообщил ему об этом. Ответ для меня был ошеломляющим: «Ой, деточка (так Рахлин обращался к своим ученикам), не слушай, это я записывал, когда о музыке не имел никаких понятий». А в то время он был уже признан, работал в Москве главным дирижером Большого симфонического оркестра… Я никогда не устану восхищаться и преклоняться перед этой уникальной личностью. На репетиции великого мастера приходили учиться не только студенты, но и педагоги.
Еще бы я назвал Бориса Евгеньевича Карамычева. Это мой самый первый педагог. Он научил меня играть на кларнете. А потом, волею судеб, играл у меня в оркестре.
— С Вашей подачи в театрах проводились концерты симфонической музыки. Насколько это было популярно у зрителей?
— Да, были такие концерты и довольно регулярно, раз в месяц. Наряду с произведениями композиторов-классиков оркестр исполнял и музыку национальных композиторов. Сразу оговорюсь — времена были другие, и на концертах симфонической музыки зал был переполнен. Сейчас вкус подпорчен засильем низкопробной поп?музыки. И «борьба за зрителя» пока не в пользу классики.
— А если попробовать прием «от обратного» — обработать какой-нибудь поп-шлягер к симфоническом ключе и таким образом начать приучать «уши» публики к восприятию живого оркестра?
— Такие прецеденты, конечно, есть. Тот же Евгений Светланов сделал два варианта битловской «Yesterday». Но оркестровка дело сложное и дорогостоящее. Значит, опять встаем в тупик и начинаем ждать энтузиастов.
— Мне кажется, что в вашей душе есть что-то от романтика?
— Пожалуй, да, но мне ближе шумановский мятежный Флорестан. Наверно, покажется странным, но я не люблю камерную музыку. В каждом шедевре ищу мощь, сильное звучание. Мне нужны хор, солисты, оркестр. Хотелось бы исполнить симфоническую поэму Дворжака «Полуденница». Она малоизвестная, и сильно выбивается из привычного стиля. Сюжет таков: мать качает ребенка, который не может успокоиться. Она грозится, что придет Полуденница, дневная ведьма, и заберет его. И действительно ведьма влетает в избу. Мать крепко прижимает ребенка к себе, боясь потерять (в оркестре в это время недоуменно звучат гобои), и сама душит младенца в объятиях… Глубокая философия и интереснейшая музыка. И опять но… Нужны серьезные хореографы, чтобы поднять это произведение.
— Юбилейный вы отметили комедией «Cимeк каcе» («Ночь перед Троицей»), где являетесь автором музыки. Есть ли новые задумки?
— В планах еще одна чувашская музыкальная комедия. Есть великолепный сюжет Г. Терентьева. Почти готова музыка. Работа идет…