Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Виктор Третьяков: "И станет близким вдруг зал!"

 Бог диктует - я пишу. Правда, пальцы все в крови.

«Молитва». Виктор Третьяков

 

Радует, что каждый концерт бардов в Чебоксарах собирает полный зал. Не исключением стал и концерт автора-исполнителя Виктора Третьякова (г.Москва) в минувшие выходные, организованный клубом бардовской песни «Живая струна» при поддержке Республиканской дирекции культурных программ. Взахлеб, порой с надрывом, радостью и болью под гитарный перебор в зал струились песни нового осознания.

 

 

Кто напишет, если не я? Кто услышит, если не ты?

                                                                    «Иголочка»

 

Виктор Третьяков начинал свой творческий путь как автор-исполнитель социальных песен. В центре его творчества стояли «Бог, Россия и любовь».

- Долгие годы я думал, почему правительство мешает народу жить, - признается Виктор Третьяков, - но потом пришел к выводу, что государство должно установить постоянно действующие правила и не менять их. Дайте народу работу, и многое нормализуется. Россия - страна крайностей: мы до последнего ждем развитие каждой критической ситуации и только тогда начинаем действовать; если, к примеру, воевать, то непременно нужно дождаться, чтобы Наполеон добрался до Москвы. И так во всем.

- Вы как-то сказали, что не можете гордиться страной, где большинство людей живет плохо. А что значит, на ваш взгляд, жить хорошо?

- Жить хорошо – значит жить достойно, без постоянных мыслей о куске хлеба и жизни в долг. На мой взгляд, современная Россия пока еще не встала с колен, но есть положительные тенденции: наладился, к примеру, элементарный быт и чувствуется, что страна возрождается. Хотя простой человек по-прежнему живет в долг – берет взаймы у соседа, друзей, родственников.

-Дал мне Бог писать стихи,

И вот пошла морока:

Получил я за грехи

Знания пророка.

...

На Россию нынче спрос,

У "попсы" - аншлаги,

Вышит золотом Христос,

Эх, да на красном флаге (Эх, раз...)

- Но сейчас вы не пишете социальные песни…

- Да, мое социальное творчество завершила песня «Эх, раз», и сегодня о России я практически не пою. Сейчас все мои песни в основном о любви и боге; я превратился в законченного лирика.

- Как вы, работая инженером-конструктором на одном из Рижских заводов, вдруг осознали, что писать песни – ваше призвание?

- Это понимание приходило постепенно. В детстве дома постоянно крутили Высоцкого. Тогда еще детским своим умом я понимал, что Высоцкий - это нечто непостижимое; не было бы Высоцкого - не было бы меня. В 15 лет все мальчишки во дворе играли на гитаре, играл и я. Потом захотелось придумать что-то свое, как и всем ребятам. Я пробовал, сочинял, экспериментировал, но понимал, что получалось смешно и наивно. Первая настоящая песня была написана в армии: тогда я понял, что в ней что-то получилось, родилось что-то искреннее и серьезное. А потом учился, анализировал, что нравится зрителю, а что нет. Могу сказать, что песня запоминается человеку, если он в ней находит что-то свое, если строчки песен рассказывают о его собственной жизни. Это касается и мелодии: человек может уловить в ней ноты колыбельной, которая пела ему его мама и песня сразу становится родной и любимой.

И станет близким вдруг зал,

Хоть я вас даже не знал,

Не пел...

Но если в песне не врать,

Поймете все, что сказать

Хотел.

 

Не будет песням конца,

Коль часто ваши сердца

Стучат.

И важен мне этот стук,

Чтоб вышел правильный звук

И лад (Песня о песне).

 

 

А без любви не родишь ни строчки, сколько ни бейся

                                                         «Вам звонят от Бога»

 

На концерте Виктор Третьяков не только поет, но и общается со зрительским залом. Для него важно видеть глаза слушателей, сквозь которые нередко прорываются слезы, чувства и эмоции. На моей памяти это – единственный автор-исполнитель, который отвечает на записки из зала. Вот, к примеру, вопрос о «яйце и курице», но в переложении на музыкальный лад.

- Что рождается раньше, музыка или стихи?

- Чаще сначала появляется музыка, а потом стихи. Я долго хожу и думаю, о чем эта мелодия, «вынашиваю» слова. А если сначала появляются стихи, то обычно просто беру интуитивно три первых попавшихся аккорда, и мелодия рождается сама.

Я не хочу про любовь,

Где нам рифмуют "любовь"

И "кровь".

Уж коль запел о Любви,

Тогда и струны из сердца

Рви! (Песня о песне).

-Вы поете песни Розенбаума? - поступил довольной странный вопрос из зала.

- Я не исполнитель и, более того, думаю, что мне самому есть что сказать, - ответил Виктор Третьяков, ответ которого единодушно поддержал зал аплодисментами.

Пустая песня умрет,

Как недоношенный плод-

Плевать!

Зато останутся те,

В которых есть, что тебе

Сказать (Песня о песне)

- Вы пробовали писать детские песни?

-В прошлом году Союзмультфильм предложил мне сочинить песню для детского мультфильма, но я отказался, так как считаю, что детские песни должны писать музыканты-профессионалы, знающие особенности детской психологии. Но в то же время мне так захотелось попробовать поучаствовать в проекте, что я все же сел и написал свою первую детскую песню для новогоднего мультфильма с незамысловатым сюжетом: на Новый год к мальчику, семья которого решила отмечать праздник без гостей, приходят разные звери из леса покружить хоровод у Елочки.

Взрослые они такие же, как дети, только не верят в чудо

                                                                     Из детской песни

 

Кстати, знаменитая песня Виктора Третьякова «Тюбик», посвященная семейному быту, так полюбилась зрителю, что появились народные варианты песни – есть песня от имени соседа, мужа и даже тюбика.

- Как вы оцениваете современную популярную музыку – «попсу»?

- «Попса» в большинстве своем представляет собой накопление капитала в музыке - в ней нет искусства, она служит для зарабатывания денег. И это плод деятельности нашего государства. Хотя ситуация в области популярной музыки налаживается: если раньше крутили песни "Ласкового мая" - не понятно, что звучало и о чем пелось, - то сейчас качество значительно улучшилось. Безусловно, есть популярная музыка высокого качества – с шоу, танцами, зрелищным фоном - и она, несомненно, нужна, необходима для отдыха. В то время как авторская песня - для души, ума и сердца. Уверен, качество популярной музыки непременно придет со временем. Но людям, несмотря ни на что, всегда хочется классической, "живой" музыки. Наше поколение, например, выросло из рока; мы пели и играли рок в кабаках.

 

 

Все начинается с Любви

 

- Виктор, вы стали в 2002 году лауреатом премии «Шансон года». Как такое могло получиться, ведь бардовская песня и шансон – вещи несоместные?

- «Шансон» - единственное радио, где крутят авторскую песню. Я там был частым гостем радио в качестве автора-исполинителя, вот поэтому меня и выбрали "Шансоном года". Так что можно сказать, что это звание несколько искусственно, поскольку шансон, действительно, не имеет отношения к бардовской песне. Хотя стоит отметить, что в России под шансоном подразумевается другое музыкальное направление, нежели во Франции, где он зародился.

- В ваших песнях очень много строчек о предназначении человека и его месте во Вселенной…

- Космос развивается по определенным законам, все в нем математически точно и в то же время непостижимо. Как для муравья непостижим труд человека по строительству космических кораблей, так и нам не понять пока Космоса. Тем и интересно познание себя, своей души как части Вселенной.

Я и сам не решил

Тайну нашей души.

Закрыто как ни посмотри,

Что внутри, что внутри (Душа)

Одна из моих заповедей – «Возлюби ближнего своего как самого себя». Здесь любовь к себе как к целому миру, микрокосмосу. Каждый день человеку предоставляется миллиард возможностей. Сценарий жизни многих людей – работа-семья-секс-работа… и немногие задумываются, зачем они живут, для чего им дана жизнь. Но ведь весь сценарий собственной жизни находится в наших собственных головах. Выбросьте все нелепые мысли из головы и придумайте свою жизнь, если нужно - заново! Жизнь счастливую и светлую! Человек может все! Нужно только ему об этом напомнить, он должен вспомнить, что он - Бог.

Как аунется - так и откликнется.

И вот какой тебе жизнь представляется -

Так она, безусловно, и сложится...

В равной мере всем предоставляется:

Сам не сможешь - само, брат, не сможется (Физика).

- Вы часто жизнь заменяете жизнь словом «кино». А кем вы в ней являетесь по сценарию?

- Сценарий своей собственной жизни я пишу сам и играю в нем все роли - актера, режиссера, суфлера. Все, что задумываю, обязательно материализовывается – этот закон Космоса проверен на себе не раз. Нужно просто понять, что мысли материальны, и пользоваться этими знаниями. Бог и жизнь для меня являются синонимами, но все начинается с Любви. Любовь всегда остается непредсказуемой, необъяснимой и непостижимой! Любовь - это чудо!

- Что для вас является наивысшей зрительской благодарностью?

- Миг тишины. Это тот едва уловимый миг, когда зритель замирает на мгновение после исполнения песни. Большинство людей уходят довольными и «загруженными». Благодарность есть всегда – это ответная зрительская энергия. Если бы я пел в пустой зал, то уже давно умер.

В пустоту я слов не пою -

Для души слова, для души (Душа)

 

Думаю, каждому зрителю знакомо это мгновение тишины, когда потрясенный чем-то удивительно чистым, искренним, созидательным, либо проходя своеобразное микроочищение через вспыхнувшую сквозь песенные строчки боль, растворяешь в себе новые чувства, эмоции, переживания, когда немеют руки и «горит» сердце – тогда нет желания хлопать. Есть лишь тихая благодарность, которую в немом безмолвии отдаешь артисту-творцу. Это состояние переживаешь и на концерте Виктора Третьякова. Его песни будят, «колят», зовут к Жизнетворчеству.

Виктор Третьяков, которому зал аплодировал стоя, признался, что он всегда возвращается в каждый город, где однажды побывал. Что ж, ждем вашего возвращения в Чебоксары, Виктор Анатольевич.

Живи свой век,

Как человек!

 

Республиканская дирекция культурных программ, тел. 62-33-08.

www.culture21.ru



20 марта 2006
00:00
Поделиться