Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ЗА МОНАСТЫРСКОЙ СТЕНОЙ

Завтра не все дамы будут принимать по-здравления с 8 Марта. Есть женщины, для которых этот праздник попросту не существует. Как, впрочем, и День защитника Отечества, и череда других государственных дат. У тридцати обитательниц Цивильского Тихвинского Богородицкого мона-стыря свой календарь – православный. И свой уклад жизни, мало похожий на наш, мирской.




“Восьмое марта – праздник светский, – распевно говорит сестра Васса, с благословения матушки-настоятельницы Нины ставшая нашей провожатой по святой обители. – И не праздник это вовсе, потому что придумали его революционеры. Много крови они пролили, много противного Богу сделали. По-нашему, по-церковному, женский праздник будет седьмого мая. В этот день православные почитают святых жен-мироносиц, которым явился воскресший Сын Господний… Нет, сейчас верующим не до гуляний – с понедельника Великий пост начался”, – озабоченно качает головой наша проводни-ца. И ведет по монастырским строениям: нарядным теремам из желтеющего молодостью дерева, украшенным кружевными наличниками.

Необыкновенная тишина и непередаваемое умиротворение стоят над заснеженной обителью. Кажется, время здесь замедлило свой ход, а природа приобрела особую красоту. Лишь изредка мелькающие женские фигуры в черных одеждах напоминают о том, что здесь течет жизнь.

День в монастыре начинается в шесть утра. Проснувшись с молитвой на устах, сестры идут на службу в храм. А потом – на послушание: кто за прилавок в иконную лавку, кто хлеб да просвирки выпекать, а кого монастырские буренки, лошадь да куры ждут не дождутся. В десять часов в святой обители завтрак. Затем вновь послушание, обед, далее вечерняя служба и – по кельям. К слову сказать, у каждой сестры свое занятие, а определяет его игуменья. Без ее благословения в монастыре ничего не делается. И неважно, какое образование женщины получили в мирской жизни, за станком или перед компьютером трудились, – здесь “где в рабочих руках потреба есть”, туда и идут. Сестра Наталья, например, на момент нашего приезда подметала крыльцо перед храмом, а в той, прошлой жизни, играла в футбольной команде. “Скакала, воздух резала. И все попусту”, – улыбается она. С приходом в обитель каждый день для нее наполнен смыслом.

Кстати, корреспонденты “СЧ” и телеканала «5 плюс», что называется, подгадали – приехали прямо к завтраку. В просторной трапезной стояла непривычная для городского уха тишина: ни гама, ни звона посуды, только мягкий женский голос читает молитву. За длинным деревянным столом перед большими образами сидят сестры. Чуть поодаль вкушают прихожане: паломники (так здесь называют верующих, пожелавших немного пожить или поработать в монастыре), одинокие старики, заброшенные родителями дети и прочий люд. Знают, сестры накормят каждого. Вот и нас, журналистов, попросив по-временить с расспросами, тут же принимаются потчевать. Наливают наваристый борщ, а в больших тарелках уже дымятся постный плов и картофельное пюре: бери, что хочешь. К ним – квашеная капуста и овощное рагу. На сладкое – творог со сметаной и медом, пряники да сушки. Жажду утоляем ароматным травяным чаем. Вот так завтрак! Прямо-таки царский! А еще говорят, что монашки чуть ли не на воде с хлебом сидят.

“В пост только картошка в мундире да каша будет”, – с улыбкой остужает наш пыл паломница Анастасия, убирая со стола грязную посуду. Вот уже год, как она покинула “мир” и хорошо знает, что такое постная пища и монастырский быт. “Я разочаровалась в жизни, – открывается она. – Муж спился, семья распалась, работу потеряла, поэтому и пришла сюда. Дочь уже взрослая, замужем. А здесь мне спокойно. Вразумили, что земная жизнь – лишь временная. Главное – то, что нас ждет в той, вечной”. Вздохнув, еще молодая на вид женщина накидывает пальто и идет на скотный двор, на свое послушание. Правда, нас туда не пустили – не дали на то благословения. Не попали мы и на кухню, в кельи и другие, скрытые от посторонних глаз места, в которых проводят свои дни затворницы.

Что ж, идем туда, куда вход для мирян открыт: в храм, иконную лавку, монастырскую библиотеку. В последней поражает обилие книг и отсутствие художественной литературы – на стеллажах издания сплошь на духовную тематику: от Святого Писания до кулинарных рецептов православной кухни. А где же Толстой, Чехов? “В школе же все читали, – удивленно поднимает брови сестра Васса. – Духовная литература полезнее. А романы и этот… Гарри Поттер – одно слово, бесовщина”. Между тем читателей у библиотеки немало. “Чебоксары, Канаш, Цивильск, Казань”, – ловко перебирает пальцами абонентные карточки молоденькая сестра Елена, монастырский библиотекарь. Кстати, телевизора и радио в монастыре тоже нет. “Много дурного несут, для души пагубное”, – считает отец Евгений из Тихвинского храма. Однако, судя по всему, сотовую связь сестры признают: в складках черных одеяний то и дело мелькают “трубки” – красные, лиловые, с перламутром и без. Пожалуй, это единственный атрибут нашей с вами жизни, который прижился в стенах монастыря. Во всем остальном здесь сумели сохранить “чистоту”.

Смирение и любовь к ближним, тихий голос и естественная красота – вот главные штрихи к общему портрету “божьих невест”. Увы, их современницы, зачастую дерзкие, не знающие ни в чем меры – в материальных потребностях, в разговорах, даже в косметике, – во многом утратили то кроткое очарование, которое во все времена так ценится мужчинами.

“Современным девушкам не хватает скромности и целомудрия, – говорит отец Евгений и, помолчав, добавляет: – А мужчинам – ответственности”. “Грубые они, девушки, – вторит батюшке девятиклассник Валера Давыдов из поселка Опытный. На монастырский двор мальчишка пришел после школы – почистить дорожки от снега. – Я женюсь только на красивой и спокойной, – рассуждает малец, оперевшись на лопату. – И чтоб детей любила. У нас два ребенка будет”.



"Советская Чувашия"
07 марта 2006
00:00
Поделиться