Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Лидия Красова: «Здорово, когда режиссер ищет в актере новые краски»

Она счастливая женщина. Идет по жизни, смеясь, не обращая внимания на трудности. Ей ни к чему скрывать свой возраст. Да и легко: выглядит лет на двадцать моложе…

В феврале народной артистке ЧР Лидии Красовой исполнилось 55 лет. Я встречалась с Лидией Федоровной перед ее пятидесятилетием. И опять нам есть о чем поговорить: двенадцать новых ролей за пять лет! И все они достойны внимания: Полина («Чужие»), Людмила Ивановна («Семья вурдалака»), Лиза «Кукла для невесты»), Ольга («Три сестры»), Клара («Зачем с тобою повстречались?»), Улла («Сегодня, завтра и всегда»), Корова («Очень простая история»)…

— К одному актеру слава приходит совсем в юном возрасте, а иной ждет всю жизнь. Вы когда почувствовали любовь зрителей?

— Никогда не задумывалась об известности. Считала, что главное — хорошо работать, все время была недовольна собой. Даже если в транспорте меня узнавали, не придавала значения. Теперь понимаю, что понравилась зрителям после больших интересных ролей. И в этом не только моя заслуга. Это и труд режиссера, и мастерство драматурга. У персонажа должен быть богатый внутренний мир. Люблю своих героинь из «Сибирской дивизии», «Здравствуй, мама!». Это одни из первых постановок, где я играла. Эти спектакли стали долгожителями в репертуаре ТЮЗа.

— Чем запомнилась первая роль?

— Ее я запомнила не только потому, что она первая. Играла в спектакле по пьесе П. Осипова «Скрипка» роль Люси. Она моя полная противоположность. Городская девушка, умеет играть на фортепьяно… А я… Совсем недавно приехала из деревни, какое там фортепьяно? Надеялась на интуицию, слушалась З. Ярдыкову. Мне тогда еще было далеко до гармонии души и тела. Выходила на сцену, не знала, куда руки деть, ноги не слушались. Даже партнера в щеку поцеловать смущалась… Занималась я в студии при ТЮЗе. Но чувствовала, что этого маловато. Хотелось учиться мастерству в Ленинградском институте. И поступила, но зрение подвело… Однажды решила уехать тайком в Ярославль, но Зоя Дмитриевна не отпустила: «Какие роли получишь, когда после учебы тебе уже 25 лет будет?» Высшее образование все-таки получила — окончила историко-филологический факультет ЧГУ.

— Вам часто приходилось играть героинь, страдающих от любви…

— Наверное, мне везло с такими ролями. Может быть, они немного похожие, но все равно было интересно. Режиссер А. Васильев почему-то подбирал для меня роли скромных девушек. Он, сам человек с чистой наивной душой, «лепил» из меня таких же невинных героинь. Да, народу нравились такие персонажи. Но… Однажды я поймала себя на мысли, что самой уже приелись такие роли. Хотелось играть в комедиях, сказках…

Вот и сыграла однажды в пьесе Н. Сидорова «Беглец» мещанку, в которой маловато было доброты… После спектакля в моей родной деревне Тувалькино Вурнарского района всех других артистов ребятишки просто завалили цветами, а мне ни одного букета не было. Оказывается, дети говорили: «Этой злой женщине ни за что цветы не дам!» Мне же эта роль нравилась. А что зрители так отреагировали, это только приятно. Значит, справилась, значит, поверили…

— Есть ли в вас качество, которое режиссеры еще не разглядели?

— Так хочется экспериментировать… Иногда кажется, что я не смогу исполнить эту роль, не смогу понять героиню. Мучаюсь… И так приятно, когда вместе с режиссером приходишь к хорошему результату. Хочу быть тестом, из которого можно слепить что угодно… Часто примеряешь на себя чужие роли, тайно работаешь над ними. Позволял бы возраст, сыграла бы Раневскую… Правда, редкая актриса не мечтает об этой роли. Да много чего хотела бы, но надо учитывать возможности и возраст. В роли юной девушки я уже не выйду на сцену. Странное дело: когда была помоложе, так хотелось исполнять роли старушек в комедиях. Думала, можно похулиганить, пофантазировать… Почему хотелось играть чеховских героинь? Так я тогда не до конца понимала их, было просто интересно. То ли с годами приходит какая-то мудрость — только теперь начинаю их чувствовать по-настоящему. У нас идут спектакли «Дядя Ваня», «Три сестры». Когда их готовили, обсуждали все роли, целые дискуссии устраивали с В. Ориновым…

Благодарна режиссерам, что не дают сидеть без работы. Для артиста важно чувствовать свою востребованность. Каждое предложение новой роли окрыляет. Интересно было работать над ролью Салимы («Червоточина»), запомнилась Репникова («Прощание в июне»), получаю удовольствие от исполнения роли Неттyк («С тобой и без тебя»)…

— А были такие случаи, когда приходилось «перешагивать через себя»? Роль не нравится, а вы соглашаетесь…

— Было и такое. Разве я бы сама вызвалась играть красавицу Татьяну в спектакле «77-я жена Дон Жуана с Кладбищенской авеню»? Да ни за что на свете! Заставили, уговорили. Зрители точно не ожидали моего появления в таком амплуа. Знакомые очень удивлялись. А то, что роль получилась — это заслуга исключительно режиссера. Помню, учу текст, а душа к роли совсем не лежит. Но в жизни я немножко хулиганистая… И азарт какой-то в конце концов появился.

— Да, у вас всегда на лице улыбка, в глазах блеск.

— Прихожу в театр и все проблемы как-то сами собой забываются. Правду говорят: даже если с высокой температурой выйдешь на сцену, после спектакля все нормально. Театр лечит. Да, он многого требует от артиста, но и отдает сполна.

— Что значит для вас слово «любовь», существует ли предел любви? Вы влюбчивы?

— Да! «Нельзя на свете без любви прожить…» Как же без нее? Верю, что любовь бывает не только на сцене. Я не согласна с выражением: «Стерпится — слюбится». Когда любишь, и прощать, и жить легче. У артистов тем более должен быть надежный тыл. В свое время, когда наступало разочарование в человеке, я принимала решения расстаться. И не жалею об этом. Не сразу находишь настоящую любовь в жизни. Наверное, и я была в поиске. Считаю, что ничего плохого нет в том, что ищешь «принца». Ведь и из себя готовишь как бы принцессу. Роли тоже по-своему воспитывают. Может быть, даже душу очищают…

Предел любви, думаю, есть. Главное — не загонять себя в угол, считая расставание некрасивым поступком. Нечестно обманывать, притворяться…

— Говорят, что настоящими друзьями становятся до тридцати лет, после — только хорошими знакомыми. Популярность и работа не мешают дружбе?

— Как пришла в театр, подружилась с Валентиной Суриковой. Теперь это у меня самая близкая подруга. Ценю ее умение не завидовать, радоваться успехам других. У нас же и общие роли есть. Хотя говорят, что артистам очень сложно дружить. Нам работа дружить не мешает.

КОЛЛЕГИ ОБ АКТРИСЕ

Станислав Васильев, режиссер:

— Мне очень нравится Полина («Чужие» Ф. Достоевского) в ее исполнении. Это женщина, разочаровавшаяся в любви. Ей все время приходилось сталкиваться с людской жестокостью, непониманием любви. В ходе спектакля видно, как меняется героиня, как она приходит к другим выводам.

Валентина Сурикова, заслуженная артистка ЧР:

— В роли Коровы в «Очень простой истории» мы с Лидией дублеры. Вижу, что у нее она отлично получается. Лидия — очень добрая Корова, настоящая. А у меня она какая-то другая. Конечно, так и должно быть — каждая артистка играет по-своему. И все-таки ее исполнение мне нравится больше.



"Советская Чувашия"
02 марта 2006
00:00
Поделиться