Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

МАСТЕРА КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА

В конце января на храм Святой Татианы был установлен последний из десяти, самый большой, колокол. Теперь у каждой церкви столицы есть свой неповторимый звон. Все вернулось на круги своя, ведь до революции колокольный звон был своеобразным украшением любого православного поселения. Исторически сложилось так, что Чебоксары в этом отношении были уникальным городом Поволжья.

По свидетельству А.Ф. Можаровского, действительного члена Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, в 1880-е годы в Чебоксарах, "бедном уездном городе Казанской губернии, не имеющем и пяти тысяч жителей, находится 14 церквей", а общее количество колоколов – 122. Судя по сохранившимся на них надписям, в Чебоксарах с 1705 по 1830 годы существовал свой колокольный завод, отливавший большие и малые колокола не только для города, но и для других районов.

Те же надписи позволяют установить имена некоторых мастеров-литейщиков, происходивших из чебоксарских мещан и духовенства. Их немного, и все они заслуживают того, чтобы быть названными. Это – Петр Яковлев, Стефан Колокольников, дьякон Вознесенской церкви Григорий Иванов, мещанин Григорий Иванов сын Визин, мещанин (потом купец) Василий Иванов Рязанов и его сын Лев Васильев Рязанов, братья Григорий и Левонтий Киряновы, Андрей Михайлов Плохов, Петр Артемьев сын Мельников, Петр Плохов. По преданию дьякон Григорий Иванов настолько прославился своим искусством лить колокола, что был вызван в Москву для литья большого колокола Успенского собора. Встречаются в колокольных надписях и имена тех, на чьи средства отливались колокола. К примеру, купцов Алексея Каломцева и Мартына Вениаминова, Гавриила Григорьевича Бронникова и Афонасия Васильевича Колокольникова, купеческого сына Тимофея Поздина и статского советника Кудряшова.

Из иногородних мастеров значатся только имена казанского купца Ильи Ефремова и слободских купцов братьев Бакулевых. Ефремовым был отлит единственный колокол – для Архангельской церкви, и сделано это было, скорее всего, еще до основания чебоксарского завода, поскольку колокол был отлит в неаккуратную форму и из совершенно черного цвета меди. Завод братьев Бакулевых, располагавшийся в городе Слободском Вятской губернии (ныне Кировской области), сыграл роковую роль в истории чебоксарского колокольного дела. Бакулевы выступили конкурентами мест-ным мастерам и оказались более удачливыми и успешными. В 1830 году в Чебоксарах мастером Петром Мельниковым был отлит последний колокол, и в том же году появился в Чебоксарах первый колокол братьев Бакулевых. Собственно говоря, история чебоксарского колокололитья на этом не оборвалась, но вся деятельность захиревшего местного завода свелась к изготовлению дужных колокольчиков, бубенцов и глухарей под шеи обозным лошадям.

Общее количество колоколов по отдельным церквям распределялось следующим образом: "в Николаевском соборе – 12, во Введенском соборе, у Покрова и Благовещения – по 10, у Архангела, Вознесенья, Рождества и Воздвиженья – по 9, у Успенья, Воскресенья и Нерукотворного Спаса – по 8, у Владимирской – 5 и на пустыньке у Геронтия – 4 колокола". Общий вес городских колоколов, по подсчетам Можаровского, составлял не менее 5086 пудов. Самый крупный из них весил 149 пудов и был отлит в 1858 году для Троицкого монастыря.

Надо отметить, что из 122 колоколов звонили далеко не все – некоторые были разбиты и безъязычны, а другие, например, колокола кладбищенских церквей, звонили три-четыре раза в году. Совершенно не использовались 9 колоколов церкви Рождества Христова, потому что, как пишет Можаровский, "церковь – совершенные развалины, службы в ней никогда не бывает, колокольня поросла зеленым мхом, внутри ее торгуют лаптями, табаком и дегтем, колокола с нее сняты и уныло висят на подгнивших столбах". Аналогичная картина была и с колоколами Архангельской церкви. Несмотря на это, общее впечатление от колокольного звона чебоксарских церквей было замечательным. В статье законоучителя Чебоксарского уездного училища священника Андрея Краковского отмечается, что Введенский собор, "стоящий на крутой горе, по своей архитектуре прельщает взоры всех путников, едущих по Московской и Казанской дороге, а своим отличным гармоничным колокольным звоном, слышном за 25 верст по Волге, удивляет слух".



"Чебоксарские новости"
17 февраля 2006
00:00
Поделиться