Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Иногда шлягеры возвращаются

Алексею Мажукову 70. Всю свою жизнь он говорит с лег­ким оканьем - акцентом волжан, по­скольку родился в чувашском город­ке Шумерля, что на волжском прито­ке - речке Суре, а потом жил в Сара­тове. Учится в музыкальной шкопе. Окончив школу и училище, поступил в Саратовскую консерваторию. Стал сочинять. Перебрался в Москву, где поступил в класс композиции к Юрию Шапорину. Писал все, что по­лагалось по программе, - вариации, сонаты, квартет Параллельно делал аранжировки для эстрадного оркест­ра - талант аранжировщика дан Мажукову от Бога. Сотрудничал с орке­страми Эдди Рознера, Юрия Саульского. "Мелодия" выпустила в 1967 году его пластинку "Музыка для от­дыха" - серию изящных композиций для струнных, декорированных духовыми и электроникой. А первой лас­точкой в песенном жанре стала "Ко­лыбельная" на стихи Онегина Гаджикасимова. Строго говоря, по структу­ре это была скорее симфоджазовая баллада: струнные и певучее соло трубы. Оркестровая фонограмма этой композиции много лет жила самостоятельной жизнью, став музы­кальной заставкой ночной програм­мы радиостанции «Юность».

Следующим "хитом на много лет" стала песня "Всё до поры" на стихи Ларисы Васильевой. Это был типич­ный образец "трудной" мелодии: те­ма длиной в 42 такта, сложная по форме, с неожиданными поворотами мелодии. Казалось бы, такой песне противопоказано стать шлягером.

Тем не менее она нашла своего слушателя: красивая, гибкая, "рахманиновская" по размаху мелодической волны, совместившая простоту и сердечность, пламенную силу и стра­стность.

А потом пришла пора "эстрадных романсов". Так Мажуков называл свои песни 70-х годов на стихи Пуш­кина, Фета, Блока. Их пели Муслим Магомаев, Нина Бродская, Ирина Понаровская. Большинство было на­писано в традициях баллад. Чуть позже проблему соединения класси­ческого стиха с популярной музыкой блестяще решил в цикле "По волнам моей памяти" Давид Тухманов. Но первым все-таки был Алексей Мажу­ков, подобравший свой собственный ключик к высокой поэтике.

В 1975 году Алла Пугачева, кото­рой летом предстояло петь на Меж­дународном фестивале "Золотой Ор­фей" в Болгарии, попросила у Мажукова песню. Главная вещь у нее уже была - "Арлекино" но ей требовалась про запас вторая. Мажуков предло­жил свою новую работу "Ты снишься мне". Пугачевой понравилось, спела она великолепно. Правда, тогда все затмил собой "Арлекино". Но с этого момента началось сотрудничество композитора с певицей. Их новой яркой работой стал оптимистический шлягер "Очень хорошо! ".

Были у Мажукова и другие удачи. Песни гражданского склада, лучшая из которых - знаменитая "Наша био­графия". Лирико-философские песни на стихи Василия Федорова. Прекрасная музыка к фильму "Любимая женщина механика Гаврилова" с оче­редным шлягером "Я жду тебя - по­скорей выходи!", который исполняла Людмила Гурченко.

Музыкальный век песен короток. Песня появляется, звучит - и вско­ре уходит Правда, может вернуться в виде ремейка, что все чаще и слу­чается с советскими песнями раз­ных лет. Но как бы то ни было, забы­вать то, что было сильным и ярким, несправедливо. Работы Алексея Мажукова очень точно отразили двадцатилетие 1965 - 1985 годов, были одними из самых любимых шлягеров тех лет А значит, останут­ся в истории отечественной песни навсегда!



"Культура"
15 февраля 2006
00:00
Поделиться