Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Открыватель театров

Моему давнему другу, коллеге и то­варищу по совместной работе Григо­рию Спектору исполнилось 80 лет А мне - почти 100... У нас есть о чем по­говорить, что вспомнить. Ведь многое мы услышали за эти годы, многое уви­дели. А многое понаделали и сами. И довольно многое из того, что мы де­лали, оказывается в воспоминаниях не таким уж и плохим... Каждый из нас пришел к искусству театра по-своему, но нас объединяет то, что мы одинаково любим его, не можем без него жить и в нас постоянно живет стремление что-то внести в него и да­же улучшить...

Наши пути с Григорием Спектором сошлись очень давно, еще в самом начале создания мною Камерного музыкального театр. Теперь можно сказать - нами, потому что он принял горячее участие в нашей работе, - и в поисках помещения для тогда еще бездомного театра, и в привлечении авторов и композиторов, в популяри­зации молодого и еще малознакомого театра в прессе и у общественности, и в организации первых зарубежных гастролей. И конечно, в повседнев­ной творческой работе. Он был моим помощником во всех моих постанов­ках первого десятилетия Камерного театра, да и сам успешно ставил та­кие спектакли, как, например, пер­вую оперетту Шуберта на русской сцене - "Близнецы" с дирижером Геннадием Рождественским, или един­ственную оперу Никиты Богосповского "Соль" по рассказу И.Бабеля.

Григорий Спектор - режиссер не только оперный. Он, ученик Марии Осиповны Кнебель, работал в солид­ных драматических театрах, напри­мер в Московском им. Ермоловой (многие помнят его постановку водевиля С.Михалкова "Дикари" с блиста­тельным Вициным в главной роли). В его багаже - постановки "Иркутской истории" "Барабанщицы" и даже "Гамлета" в Томском музыкально-драма­тическом театре. Но основная его любовь и преданность отданы все же театру музыкальному. На сценах теа­тров страны он ставил и "Иоланту" и

"Князя Игоря" он был последним, кто поставил прекрасную оперу Т.Хренникова "В бурю" и первым, поставив­шим в России оперу француза Дариюса Мийо "Бедный матрос" Поста­новок много, больше ста, разных и по жанру, и по "ключикам" которыми он их открывал.

Спектор - человек легкий и весе­лый. Может быть, поэтому он так лю­бит оперетту. Мало того что часто ее ставит; так ведь еще и открывает но­вые театры! Так, он в Узбекистане конкурсом собрал труппу с ядром из выпускников Гнесинского училища, поставил спектакли и открыл Таш­кентский Русский театр оперетты!

Не устаю удивляться, как он легок на подъем. Из Театра им. Ермоловой сорвался и уехал в Сибирь - главным режиссером в новый музыкально- N драматический театр молодого горо­да, ныне Северска. А прослышав, что в Чувашии строят новое здание, где буцетТеатр оперы и балета, и получив туда приглашение, уехал и из нашего камерного театра и работал целых семь лет в Чувашии! Ездил он и за ру­беж. В моем архиве есть письмо знаменитого Будапештского театра опе­ретты - благодарность за прекрас­ную постановку режиссера Москов­ского Камерного музыкального теат­ра Г. В.Спектора оперетты Стрельникова "Виолетта Леблан" ("Холопка'), прошедшую более 100 раз.

(оды берут свое, и ездит Григорий Владимирович, или Гриня, как мы его часто называем, все меньше. Зато, как человек удивительно многосто­ронний, стал писать. Пишет пьесы для музыкальных спектаклей, они ставятся в театрах, потому что дела­ются со знанием сцены, как, напри­мер, "Желтая кофта, или Страна улы­бок" на музыку Легара, поставленная в Саратовском театре оперетты, пи­шет и веселые детские мюзиклы. А в последнее время все чаще обраща­ется к журнальным страницам и га­зетным полосам с рецензиями, музы­кальными и театральными обзорами, творческими портретами. Читать его интересно, у него свежесть восприя­тия, доказательность, точность фор­мулировок. Он много знает, но, кроме того, у него есть осознанное отноше ние к процессам в нашей сегодняш­ней культуре и гражданская позиция, которую я разделяю! Подкупает не­равнодушие, его горячность ко всему, и хорошему, и отрицательному, что происходит в нашей культуре, в ис­кусстве.

А я всегда буду с благодарностью вспоминать, что именно Григорий Спектор дал первый удар колокола, которым мы открыли наш Камерный музыкальный театр на Соколе. Подо­зреваю, что и сегодня, в свои 80 лет он, солидный и заслуженный деятель искусств, не прочь подбежать к наше­му колокольчику и дать звонок к на чалу спектакля!



01 февраля 2006
00:00
Поделиться