Открыватель театров
Моему давнему другу, коллеге и товарищу по совместной работе Григорию Спектору исполнилось 80 лет А мне - почти 100... У нас есть о чем поговорить, что вспомнить. Ведь многое мы услышали за эти годы, многое увидели. А многое понаделали и сами. И довольно многое из того, что мы делали, оказывается в воспоминаниях не таким уж и плохим... Каждый из нас пришел к искусству театра по-своему, но нас объединяет то, что мы одинаково любим его, не можем без него жить и в нас постоянно живет стремление что-то внести в него и даже улучшить...
Наши пути с Григорием Спектором сошлись очень давно, еще в самом начале создания мною Камерного музыкального театр. Теперь можно сказать - нами, потому что он принял горячее участие в нашей работе, - и в поисках помещения для тогда еще бездомного театра, и в привлечении авторов и композиторов, в популяризации молодого и еще малознакомого театра в прессе и у общественности, и в организации первых зарубежных гастролей. И конечно, в повседневной творческой работе. Он был моим помощником во всех моих постановках первого десятилетия Камерного театра, да и сам успешно ставил такие спектакли, как, например, первую оперетту Шуберта на русской сцене - "Близнецы" с дирижером Геннадием Рождественским, или единственную оперу Никиты Богосповского "Соль" по рассказу И.Бабеля.
Григорий Спектор - режиссер не только оперный. Он, ученик Марии Осиповны Кнебель, работал в солидных драматических театрах, например в Московском им. Ермоловой (многие помнят его постановку водевиля С.Михалкова "Дикари" с блистательным Вициным в главной роли). В его багаже - постановки "Иркутской истории" "Барабанщицы" и даже "Гамлета" в Томском музыкально-драматическом театре. Но основная его любовь и преданность отданы все же театру музыкальному. На сценах театров страны он ставил и "Иоланту" и
"Князя Игоря" он был последним, кто поставил прекрасную оперу Т.Хренникова "В бурю" и первым, поставившим в России оперу француза Дариюса Мийо "Бедный матрос" Постановок много, больше ста, разных и по жанру, и по "ключикам" которыми он их открывал.
Спектор - человек легкий и веселый. Может быть, поэтому он так любит оперетту. Мало того что часто ее ставит; так ведь еще и открывает новые театры! Так, он в Узбекистане конкурсом собрал труппу с ядром из выпускников Гнесинского училища, поставил спектакли и открыл Ташкентский Русский театр оперетты!
Не устаю удивляться, как он легок на подъем. Из Театра им. Ермоловой сорвался и уехал в Сибирь - главным режиссером в новый музыкально- N драматический театр молодого города, ныне Северска. А прослышав, что в Чувашии строят новое здание, где буцетТеатр оперы и балета, и получив туда приглашение, уехал и из нашего камерного театра и работал целых семь лет в Чувашии! Ездил он и за рубеж. В моем архиве есть письмо знаменитого Будапештского театра оперетты - благодарность за прекрасную постановку режиссера Московского Камерного музыкального театра Г. В.Спектора оперетты Стрельникова "Виолетта Леблан" ("Холопка'), прошедшую более 100 раз.
(оды берут свое, и ездит Григорий Владимирович, или Гриня, как мы его часто называем, все меньше. Зато, как человек удивительно многосторонний, стал писать. Пишет пьесы для музыкальных спектаклей, они ставятся в театрах, потому что делаются со знанием сцены, как, например, "Желтая кофта, или Страна улыбок" на музыку Легара, поставленная в Саратовском театре оперетты, пишет и веселые детские мюзиклы. А в последнее время все чаще обращается к журнальным страницам и газетным полосам с рецензиями, музыкальными и театральными обзорами, творческими портретами. Читать его интересно, у него свежесть восприятия, доказательность, точность формулировок. Он много знает, но, кроме того, у него есть осознанное отноше ние к процессам в нашей сегодняшней культуре и гражданская позиция, которую я разделяю! Подкупает неравнодушие, его горячность ко всему, и хорошему, и отрицательному, что происходит в нашей культуре, в искусстве.
А я всегда буду с благодарностью вспоминать, что именно Григорий Спектор дал первый удар колокола, которым мы открыли наш Камерный музыкальный театр на Соколе. Подозреваю, что и сегодня, в свои 80 лет он, солидный и заслуженный деятель искусств, не прочь подбежать к нашему колокольчику и дать звонок к на чалу спектакля!