Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Фантазия на кукольную тему

Под прозрачной фатой лежит большая кукла, напоминающая грустную мумию. Мне она кажется похожей на Спящую красавицу, высохшую за сотню лет ожидания. Рядом на стене вытянулись в два ряда рамки с непонятными картинками — и, взглянув на верхние, я вдруг понимаю, что это человек, разложенный по ящичкам… В стылом зале Художественного музея открылась первая выставка в новом году — «Кукольное чучело. Вдох-выдох» Надежды Панфиловой.

Валерий и Надежда Панфиловы: взгляд художника.

На открытии зрители согревались горячим красным вином и задумчиво бродили между работами. Восемнадцатилетняя ху­дожница неслышно скользила здесь же, рассматривая инсталляции, ко­торые размещала собственноручно в течение семи рождественских дней:

— Сложно сосчитать, сколько тут работ. Само оформление — тоже работа: важно, где находится маска, в каком ракурсе повернута кукла… Я не могу сказать, сколько времени занимаюсь этим. Мне кажется — всегда. Они создаются из бумаги, ткани, монтажной пены, металла, но для меня каждая из них — живая.

Маски видят нас насквозь.

Зрителям они кажутся скорее чересчур мертвыми, и вскрытая кукла напоминает о детской игре в патологоанатома. С точки зрения Надежды все выглядит иначе: «Для меня это означает обнаженность внутреннего мира, остроту восприятия…» А озадачившие меня рамки с разделенной фигурой были созданы под впечатлением от романа Кобэ Або «Человек-ящик»: «Каждая частичка живет самостоятельно в своем ящичке, но только все вместе они составляют единое целое, личность».

— Я боялся сюда идти, был уверен, что мне не понравится. Уже готовил приятную улыбку… а тут прямо обалдел, — Валерий Панфилов, известный фотохудожник, приехал на первую выставку дочери «экспрессом». — Часто автор находит одну фишку, один прием и повторяет его в сорока работах. Здесь каждое произведение — в своем ключе, возникают ассоциации, есть над чем подумать. Мне кажется, эта экспозиция насыщена, в ней достаточно критической массы, чтобы родился взрыв, впечатление.

Зрители в раздумьях…

Ее работы не похожи на привычные модели авторских кукол. Эти образы, на одном дыхании возникающие из пружин и воздушных хитонов, — скорее фантазия на тему, под настроение («Мне хотелось создать что-то прозрачное…»), как у других 18-летних девочек выплескиваются стихи или музыка. Стихи Надежда тоже пишет. А еще занимается боди-артом, фотографией, декором в Театре огня, режиссером которого является ее мама, Елена Панфилова.

Встреча с автором состоится в музее еще раз на закрытии выставки, 17 февраля.



"Молодежный курьер"
31 января 2006
00:00
Поделиться