Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Куклы способны говорить обо всём

Казалось бы, что нового можно придумать в театре кукол. Все уже сделано, работай себе, иди по проторенной дорожке. Так нет ведь. Каждый год Театр кукол радует зрителей неожиданными постановками, смелыми режиссерскими решениями, необычными героями. О новых веяниях в театральном мире мы и поговорили с главным режиссером Республиканского театра кукол Юрием Филипповым.

— Когда говорим о театре кукол, сразу вспоминаем Буратино, его друзей Пьеро, Мальвину с их маленьким театром, где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют… Юрий Михайлович, а каково вам в роли Карабаса Барабаса?

— Не очень хочется видеть в себе Карабаса Барабаса… Уж больно он злой, старый. Но тем не менее… у него важная роль. Этот сказочный герой пугал кнутом, а я и о пряниках не забываю. Приходится быть лучше, добрее Карабаса. Тем более что у нас сильная труппа, есть состоявшиеся актеры, так что можно спокойно работать.

— В вашем театре играют не только куклы. Их начали заменять белые перчатки, фонарики… Спектакль «Мираж», к примеру, не сразу понятен. Как называется прием, который вы используете в спектакле?

— Думаю, что конкретного названия пока нет, но на Западе его называют театром анимации. В Харьковском институте кафедру театра кукол переименовали в кафедру театра анимации и кукол. Мы придаем знакомым вещам и предметам новые значения: из фонариков получаются человечки, созвездия и т.?д.

Детей сейчас мало чем можно удивить. Только игрой актеров и яркими красками их не покоришь. А не удивлять мы не можем. Так что постоянно надо искать что-то новое. Рассчитываем на игру детского воображения, чтобы они начинали вместе с нами фантазировать. В Белгороде, где мы показывали «Мираж», после спектаклей дети рисовали. Так по нашей постановке было больше всего рисунков. Значит, все-таки чем-то мы их тронули.

В свое время, может быть, и было интересно, когда на сцене пели, танцевали только куклы. А теперь ребенку надо предложить что-то знакомое, но оно должно нести в себе какой-то новый смысл и пищу для ума.

Нельзя бояться, что не поймут. Если не рисковать, не экспериментировать, будешь топтаться на месте. В этом году скорее всего побываем в Хельсинки, повезем «Мираж». Посмотрим, как отреагирует зарубежный зритель.

— Но «Мираж» нельзя назвать только детским спектаклем, он вполне взрослый…

— Почему-то многие думают, что театр кукол должен работать только для детей. А если заглянуть в историю, вспомнить балаганы, ярмарки… Там ведь играли именно для взрослых. Есть вещи, которые ясно и понятно можно выразить только в театре кукол. Легенды, сказки, фантастические жанры… Ну да, и в театре драмы все это можно рассказать, но потребуются огромные монологи, скажем. Устанешь слушать. В «Мираже», например, вообще нет текста. А сколько смысловых задач…

— Заметила, что в экспериментах охотно участвуют студенты института культуры и искусств. А как опытные артисты относятся к нововведениям?

— Очень хорошо. А экспериментируем со студентами потому, что актеры театра очень заняты, у них выезды. Для экспериментов нужно, чтобы не было гонки, чтобы сроки не поджимали, все надо хорошенько продумать, отрепетировать.

— Часто и сами актеры-кукловоды появляются на сцене. Зрители не разочаровываются? Мне в детстве почему-то хотелось верить, что куклы на самом деле живые…

— Если используются планшетные куклы, да, актеры на виду. Психологи провели однажды опыт. В зале были и взрослые, и дети. После спектакля у зрителей спрашивали, что они видели и запомнили. Оказалось, дети обращали внимание только на кукол. А мамы и папы заметили, во что одеты актеры.

Недавно студенты сдавали экзамен — показывали спектакль «Дикие лебеди». Так даже преподаватели потом с удивлением признавались, что кроме кукол ничего и не видели. Хотя марионетками управляли открыто. Заметили, что у каждой куклы своя пластика, свой характер. Этого и добиваются профессионалы.

По-моему, нельзя допускать, чтобы появлялись на сцене актеры с ширмовыми куклами. Вот здесь, наверное, на самом деле что-то портится и теряется. И еще один интересный момент. Когда актеры выходят на поклон с куклами в руках, дети аплодируют опять-таки куклам. Дети ждут этого выхода. Как будто кукла тоже кланяется им. Однажды была такая ситуация: актер играл несколько ролей, а на поклон вышел только с одной куклой. Тут недоуменный детский голос из зала: «А где же Котенок?» Для ребенка это было трагедией, как же так Котенок не вышел попрощаться…

— Все куклы по характеру — родственники нашего Петрушки: смелостью, дерзостью, насмешливостью… То, что не мог, не решался произнести вслух рабочий люд, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. Куклу в тюрьму не посадишь…

— Куклы могут говорить обо всем. Им еще почему-то больше доверяешь. И мораль тебе по-своему прочитают: не обидишься. Учат жить, воспитывают. Скажи мне, что я должен жить не только для себя, может, и слушать не стану. А куклы не только скажут, но и покажут. Как Русалочка, к примеру, жертвуя собой, спасает всех, даже колдунью от злого поступка.

— Какие куклы в нашем театре всегда в работе?

— Часто используем планшетные куклы, марионетки (они двигаются на нитках или на проволоке), тростевые (управляются из-за ширмы тростями). Есть и ростовые — это специальные костюмы для артистов. Даже пародии готовили на местных звезд эстрады. Если говорить о теневом театре, то до этого времени у нас были только его элементы. Сейчас, кстати, готовим новый спектакль, вот это будет настоящий теневой театр. В последнее время редко используем перчаточные. Сцена большая все-таки. Они у нас в основном работают на выездных спектаклях.

— Доцент Санкт-Петербургской театральной академии Татьяна Андрианова в одной статье беспокоится, что «некоторые режиссеры отказываются от решения спектаклей языком своего искусства, начинают разговаривать со зрителями языком драматического искусства, которым недостаточно владеют, возникает «новый театр», где кукле отводится второстепенная роль…» Такой ситуации не боитесь?

— Не боимся. Но Татьяна Петровна (она, кстати, мой преподаватель), конечно, по-своему права. Лет десять назад была такая тенденция: кукла отходила на второй план. Допустим, актеры доигрывали за куклу. Наверно, есть такие промахи и сейчас. Но мы стараемся, чтобы все было на своем месте.

— А кто делает куклы? «Снежная королева», например, удивила не совсем обычными героями…

— Над созданием куклы работает сначала художник, а потом бутафоры, конструкторы, портнихи… Для оформления «Снежной Королевы» мы пригласили художника Анатолия Розова. В этом спектакле на самом деле интересные куклы. Даже сами артисты поразились — у каждой своя аура какая-то. Небольшой поворот головы, и у куклы амплитуда движения намного шире, она живее как-то… С художницей Светланой Зверевой выпустили уже два спектакля. Готовим еще один: «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира.

Конструировать куклы непросто. Тем более, что их надо готовить под определенного актера. Чтобы артист остался доволен. Кукла должна работать в руках, жить, выразительно передавать характер персонажа, поэтому даже своеобразные примерки бывают. Тандем «актер и кукла» должен работать безукоризненно.

— Какие отзывы бывают после просмотра спектаклей? Что удивляет детей больше всего?

— В первую очередь, конечно, необычность, покоряет искренность. Для них нельзя работать спустя рукава. Актер должен чувствовать детей, может быть, даже многое воспринимать как они. Правда, ребенок — это не только самый строгий зритель, но и самый благодарный. Даже будучи взрослыми, мы помним спектакли и фильмы, увиденные в детстве. Куклы помогают правильно воспитывать детей, да и взрослые не прочь время от времени окунаться в детство.

— Вы такие выдумщики, что уже не раз доказано на фестивалях и конкурсах… Что нового можно ждать в ближайшее время?

— Готовится теневой спектакль по пьесе Георгия Ефимова «Рубашка 77 цветов». Жаль раскрывать секреты, но придется: в постановке «Сон в летнюю ночь» будут элементы театра на воде. Надеемся, что и этой весной не разочаруем зрителей.



"Советская Чувашия"
27 января 2006
00:00
Поделиться