Новочебоксарск в Москве
![](http://gov.cap.ru/home/12/fotonews/Sharkova.jpg)
Выставка произведений Татьяны Шарконой... В полумраке зала под приглушенный хор незнакомой народной песни на большом экране листаются яркие страницы фильма о древнем искусстве чувашской вышивки. Четкая цветная графика квадратов, ромбов обрамляет полые полотнища салфеток, рубах. Несколько металлический тембр музыкального сопровождения сменяется «живым исполнением песни» присутствующим на открытии выставки хором. Ведь мы знаем, что в столице России, где живет более 120 представителей народов нашего государства, создаются культурные центры, где взрослые и дети сохраняют живую ауру своей национальной культуры. Так вот, творческий коллектив чувашей, исполняя народные песни, вводил нас в особый музыкальный мир, каким-то особым, не всегда понятным образом расшифровывая особенности ритмики своей геометрической вышивки, строгой пластики праздничного костюма.
Это позволяет разглядывать выставленные произведения не просто как совершенные композиции мэтра-профессионала, а как визитную карточку искусства народа.
На ступеньках широкой лестницы, в импровизированном амфитеатре, присели не уместившиеся в зале студенты, научные сотрудники музеев, педагоги дополнительного образования Москвы и Подмосковья. В зале видны представители правления Союза художников России, комиссии народного искусства, члены Творческих коллективов столицы, которьте целенаправленно изучают и пропагандируют народную вышивку в разных областях России.
По периметру стоят емкие витрины с необычными шитыми панно, куколками в экзотических нарядах с характерными шлемовидными головными уборами. На отдельном стенде вывешены листы с информацией о выставке, авторе представленных работ.
Как ни сложна жизнь художественного промысла, как ни размывает мировая цивилизация национальные устои традиционных культур, задурманенные глобализацией зрители все больше видят абсолютно современные и глубоко национальные произведения. Дагестанские ювелиры, русские гончары, сибирские берестянщики и многие другие мастера нередко и успешно дискредитируют агрессивные позиции сторонников исчезновения и полной гибели народного искусства.
Наши соратники, народные мастера и художники промыслов в этот сложнейший период истории России, не только сохраняют традиции своею народа. Многие из них достаточно успешно определяют пути развития искусства. Этому помогают особенности нашей жизни, в том числе возобновленные формы общения мастеров со своими заказиками.
К кругу энергичного поколения мастеров и художников, тонко чувствующих запросы своего времени и вместе с тем не теряющих глубинное чувство национального мировосприятия, относится Татьяна Шарккова. Она прошла непростой путь становления, никогда не теряя связи с народным искусством. Девочка из глубинки, настойчиво адаптировавшаяся в социум профессионального изобразительного искусства, она всегда шла к особому миру народною прикладного искусства. Великолепно владеющая всеми особенностями чувашской народной вышивки, она всерьез взялась за утверждение в современном искусстве расшифрованных древних узоров. Геометрические мотивы вышивки, как художественно совершенные портреты персонажей – Богов и Героев древнего эпоса, она переводит из небольших фрагментов, охранительных знаков, в самостоятельные, достаточно быстро прочитываемые персонажи, и развитие вечной темы любви, продолжения рода, охраны и гармонии семьи. Декоративные панно, расположенные в нашем жилище, это все то же. но уже своеобразное, то есть понятное нам, но все также необходимое человеку благословение и защита.Они сменили редкие теперь в нашей жизни орнаменты одежды. Глубокие тона сдержанной гаммы, классические оттенки алого и терракотового красного циста поддерживаются вкраплениями синего, зелено-то, желтого. Региональные особенности колоита народной одежды, где могут преобладать белый с красным, своеобразные фактуры народного ткачества, гладких и пестрядинных, всегда подчеркиваются своеобразными фактурами бисера, металла — в украшениях, головных уборах. Выполняя функцию опознания, идентификации человека «своих», то есть из своей деревни и «чужих», то есть всех остальных, определения возраста и территории встретившегося человека, они всегда были апофеозом Прекрасного, пониманием Красоты, созданной на протяжении веков каждым народом.
Привезенная Татьяной Шарковой в Москву выставка, всего около восьмидесяти предметов, получила высокую оценку у специалистов и публики. Это еще раз подтверждает важное явление, характерное для нашего времени, о повышении интереса к своему прошлому, об осознании приоритета национальных художественных ценностей. Показанные произведения современного художника, предметы из ее коллекции - образцы народных головных уборов. фрагменты вытпмнкп и ткачества, а также милые реплики в виде небольших кукол в народных праздничных одеждах. Этот праздник нароного искусства Чувашии стал заметным даже на фоне многих экспозиций, проводившихся в обеих столицах. В Санкт-Петербурге в «Манеже» проходила великолепная выставка Саха-Якутии, где народное искусство - меховая одежда, ювелирные украшения, резьба по дереву, кости и бересте, плетение и ткачество из конского волоса, для большинства посетителей стали настоящим открытием. В Государственном историческом музее в Москве в рамках традиционной серии территориальных выставок раскрывается «Крестьянский мир в русском искусстве».
В ведущих региональных музеях, например, в Сергиево-Посадском можно познакомиться с «Кругом жизни» на примерах собранных произведений от Севера до Юга.
Воистину каждый народ всегда сохранял и развивал свое искусство. Наше время тому только подтверждение