Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Новочебоксарск в Москве

Выставка произведений Татьяны Шарконой... В полумраке  зала  под приглушенный хор незнако­мой народной песни на боль­шом экране листаются яркие страницы фильма о древнем искусстве чувашской вышив­ки. Четкая цветная графика квадратов, ромбов обрамляет полые полотнища салфеток, рубах. Несколько металличес­кий тембр музыкального со­провождения сменяется «живым исполнением песни» присутствующим на открытии выставки хором. Ведь мы знаем, что в столице России, где живет более 120 представителей народов нашего государства, создаются культурные центры,  где взрослые и дети сохраняют живую ауру своей национальной культуры. Так вот, творческий коллектив чувашей, исполняя народные песни, вводил нас в особый музыкальный  мир,  каким-то особым, не всегда понятным образом расшифровывая особенности ритмики своей гео­метрической вышивки, стро­гой пластики праздничного костюма.

 

Это позволяет разглядывать выставленные произведения не просто как совершенные композиции мэтра-профессионала, а как визитную карточ­ку искусства народа.

На ступеньках широкой лестницы, в импровизирован­ном амфитеатре, присели не уместившиеся в зале студенты, научные сотрудники музеев, педагоги дополнительного об­разования Москвы и Подмос­ковья. В зале видны представители правления Союза художников России, комиссии народного искусства, члены Творческих коллективов столицы, которьте целенаправленно изучают и пропаганди­руют народную вышивку в разных областях России.

По периметру стоят емкие витрины с необычными ши­тыми панно, куколками в экзотических нарядах с харак­терными шлемовидными головными уборами. На отдель­ном стенде вывешены листы с информацией о выставке, ав­торе представленных работ.

Как ни сложна жизнь худо­жественного промысла, как ни размывает мировая цивилиза­ция национальные устои тра­диционных культур, задурма­ненные глобализацией зрите­ли все больше видят абсолют­но современные и глубоко на­циональные произведения. Дагестанские ювелиры, рус­ские гончары, сибирские берестянщики и многие другие мастера нередко и успешно дискредитируют агрессивные позиции сторонников исчезновения и полной гибели на­родного искусства.

Наши соратники, народ­ные мастера и художники промыслов в этот сложнейший период истории России, не только сохраняют традиции своею народа. Многие из них достаточно  успешно определяют пути развития искусства. Этому помогают особенности нашей жизни, в том числе во­зобновленные формы обще­ния мастеров со своими заказиками.

К кругу энергичного поколения мастеров и художников, тонко чувствующих запросы своего времени и вместе с тем не теряющих глубинное чув­ство национального мировосприятия, относится Татьяна Шарккова. Она прошла непро­стой путь становления, никог­да не теряя связи с народным искусством. Девочка из глу­бинки, настойчиво адаптиро­вавшаяся в социум професси­онального изобразительного искусства, она всегда шла к особому миру народною при­кладного искусства. Велико­лепно владеющая всеми осо­бенностями чувашской народ­ной вышивки, она всерьез взялась за утверждение в современном искусстве расшиф­рованных древних узоров. Геометрические мотивы вышивки, как художественно со­вершенные портреты персонажей – Богов и Героев древне­го эпоса, она переводит из не­больших фрагментов, охрани­тельных знаков, в самостоя­тельные, достаточно быстро прочитываемые персонажи, и развитие вечной темы любви, продолжения рода, охраны и гармонии семьи. Декоратив­ные панно, расположенные в нашем жилище, это все то же. но уже своеобразное, то есть понятное нам, но все также необходимое человеку благословение и защита.Они сме­нили редкие теперь в нашей жизни орнаменты одежды. Глубокие тона сдержанной гаммы, классические оттенки алого и терракотового красно­го циста поддерживаются вкраплениями синего, зелено-то, желтого. Региональные особенности колоита народной одежды, где могут преобладать белый с красным, своеобраз­ные фактуры народного ткачества, гладких и пестрядинных, всегда подчеркиваются своеобразными фактурами бисера, металла — в украшениях, головных уборах. Выполняя функцию опознания, иденти­фикации человека «своих», то есть из своей деревни и «чужих», то есть всех остальных, определения возраста и территории встретившегося челове­ка, они всегда были апофео­зом Прекрасного, понимани­ем Красоты, созданной на протяжении веков каждым на­родом.

Привезенная Татьяной Шарковой в Москву выставка, всего около восьмидесяти предметов, получила высокую оценку у специалистов и публики. Это еще раз подтверждает важное явление, харак­терное для нашего времени, о повышении интереса к своему прошлому, об осознании приоритета национальных худо­жественных ценностей. Пока­занные произведения совре­менного художника, предметы из ее коллекции - образцы народных головных уборов. фрагменты вытпмнкп и ткаче­ства, а также милые реплики в виде небольших кукол в на­родных праздничных одеждах. Этот праздник нароного искусства Чувашии стал заметным даже на фоне многих экспозиций, проводившихся в обеих столицах. В Санкт-Петербурге в «Манеже» проходи­ла великолепная выставка Саха-Якутии, где народное искусство - меховая одежда, ювелирные украшения, резьба по дереву, кости и бересте, плетение и ткачество из кон­ского волоса, для большинства посетителей стали настоящим открытием. В Государствен­ном историческом музее в Москве в рамках традицион­ной серии территориальных выставок раскрывается «Крестьянский мир в русском ис­кусстве».

В ведущих региональных музеях, например, в Сергиево-Посадском можно познакомиться с «Кругом жизни» на примерах собранных произве­дений от Севера до Юга.

Воистину каждый народ всегда сохранял и развивал свое искусство. Наше время тому только подтверждение



19 января 2006
00:00
Поделиться