Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

МЫ ТОЖЕ ПИШЕМ ИСТОРИЮ

Этот материал готовился к 15-летию «Чебоксарских новостей» - к 25 декабря теперь уже прошлого года. Но по уважительным причинам в тот номер газеты он не попал. Теперь есть другой повод: сегодня – День российской печати, а 15 января – День чувашской печати (ровно сто лет назад ее основы заложила газета «Хыпар»). И «Чебоксарские новости» имеют к профессиональным праздникам самое прямое отношение. Когда мы в редакции заговорили о дне рождения «ЧН», в голове возникла и крепко засела песня «За тех, кто в море». С тех пор и крутится в мозгу. Как настоящая машина времени, она воскрешает в памяти события 15-летней давности. Удивительно, но кажется, что каждая строчка Андрея Макаревича – о нас, о нашей газете и, конечно, о Чебоксарах. В те годы жизнь в нашем городе, как и во всей стране, шла совсем в другом темпе. Впрочем, давайте послушаем эту песню вместе.

Ты помнишь, как все начиналось

Возможно, правы те, кто говорит, что «Чебоксарские новости» родились не в самое удачное время. Но верно и другое: именно тогда, в начале 90-х, наша газета могла и должна была появиться на свет. Вспомните: в СССР вовсю бушует «перестройка», объявленная Горбачевым. Страна настолько политизирована, что прямые трансляции съездов народных депутатов народ смотрит запоем, примерно так же, как сейчас – «мыльные» сериалы, а про «гласность» рассуждают даже бабушки на лавочках у подъездов. И все, без исключения, читают газеты.

Спрос, как известно, рождает предложение. В Чебоксарах пошли разговоры о том, что столице давно пора обзавестись собственной, городской, газетой. Предпринята и первая попытка: появилось приложение к «Советской Чувашии» - газета «Чебоксарская панорама». Но депутатов городского и республиканского уровней это уже не устраивает: «Даешь самостоятельную городскую газету!». Даешь.

Руководителем нового издания предложили стать редактору новочебоксарских «Граней» Николаю Галкину. Согласившись, он приступил к «вербовке» журналистов – из той же «Советской Чувашии», «Коммунизм ялав.» (сейчас – «Хыпар»), «Молодого коммуниста». Собственно, в Чебоксарах и газет-то больше не было.

На первом собрании нового коллектива долго спорили о названии - «Чебоксарские новости» или «Чебоксарские вести». Голоса разделились, прошел все-таки первый вариант. Логотип будущей газеты заказали одному из лучших художников Чувашии - Элли Юрьеву.

Как строили лодки

Конечно, мы, журналисты, строили не лодки, а первые номера городской газеты. Но назывались они, пожалуй, так же, как и у Макаревича - «Вера», «Надежда», «Любовь». Потому что без веры, например, невозможно было бы торчать в типографии до 4-х, а то и до 6 утра: самые первые номера, как дети, рождались на свет в муках. Поначалу с нами полуночничали и типографские рабочие, но их хватило ненадолго, и вскоре мы, журналисты, уже сами вычитывали гранки и полосы вместо корректоров, а наш ответственный секретарь Александр Вражкин как завзятый метранпаж ловко орудовал шилом, меняя отлитые из свинца строчки, убирая «козлы» и «марашки». До сих пор перед глазами одна картина: мы все перемазаны типографской краской, у кого-то даже на щеках чернота. А наш Саша - в белоснежном джемпере, на котором – ни пятнышка. Как ему это удавалось, до сих пор для всех загадка. И еще одна картинка: начало лета, рассвет, мы выходим из Дома печати, а на улице лежит снег. Так и шли по нему – в босоножках…

Невозможно было бы работать и без надежды. Сама редакция находилась в горисполкоме (там, где сейчас администрация города). На третьем этаже нам выделили комнату – одну на всех. Хорошо помню, как она выглядела: вдоль стен, напротив друг друга, стоят два больших письменных стола, за каждым - по трое-четверо журналистов. Только один сидит за столом «по-человечески», остальные приткнулись бочком по краям. А прямо в центре комнаты, на третьем столе, установлена огромная пишущая машинка. За ней восседает наша машинистка - Галина Титова, которая, не переставая, стучит по клавишам. Целый день просто слушать эти «пулеметные очереди» - настоящая пытка. А надо ведь еще и писать… Кто-то принес из дома подушку, подложили под машинку, стало потише. Но полной тишины, конечно, все равно не добились. Все мы, журналисты, облепившие два соседних стола, по-прежнему затыкаем уши ватой.

О любви – нашей к своей профессии и учредителей газеты – к нам. Наши мучения длились несколько месяцев. Но тут неожиданно мой отдел информации (я тогда была заведующей) решили отселить. И не куда-нибудь, а… в кабинет председателя городского Совета народных депутатов Виталия Алексеева. Как у всех начальников, у него было два стола, составленных буквой «т». За одним из них – длинным, для заседаний – и расположился весь наш отдел. Так мы и работали: председатель горсовета принимал посетителей, подписывал бумаги, разговаривал по телефону. А мы писали статьи, встречались со своими посетителями, звонили по одному из телефонов Алексеева, которым он разрешил пользоваться. При этом, расшифровывая очередное интервью, мы старались все-таки не очень громко включать свои диктофоны. Вот такие у нас были «равенство, братство, любовь».

Как дружно рубили канаты

Листаю потрепанную подшивку «ЧН» за 1991 год. В каждом номере – восемь полос, насыщенных в основном статьями о политической жизни столицы. И рубрики соответствующие: «Разоблачения», «Перемен! Мы ждем перемен», «Дайте высказаться», «Досье «ЧН»… Бытовая информация, полезная любому горожанину, здесь тоже есть. Например, о нормах отпуска товаров первой необходимости по талонам.

Когда их сейчас увидела, с пожелтевших страниц прямо «дохнуло» проблемами той, прошлой жизни. Опять сработала «машина времени», и чудесное перемещение состоялось.

Какие же проблемы волновали тогда чебоксарцев? Откроем 8-й номер от 19 апреля. На первой странице - продолжение дискуссии об отмене деления города на районы. Зачем нам столько депутатов? – вопрошает автор, имея в виду «лишние» районные Советы. И сравнивает маленькие Чебоксары с огромным Парижем, где парламентариев даже меньше. А вот отчет с заседания общественного совета по распределению и регулированию продажи дефицитных непродовольственных товаров, созданного при отделе торговли Чебоксарского горисполкома. В этом материале привлекает внимание письмо, пришедшее, видимо, в исполком: «Я, инвалид Великой Отечественной войны, крайне нуждаюсь в теплых сапогах. Я стою в очереди в обувном магазине Московского райисполкома, но там мне сказали, что моя очередь подойдет через три-четыре года…»

Неужели мы так плохо жили? Даже не верится… В том же номере – оригинальное предложение для борьбы с «зайцами» в общественном транспорте. Суть в заголовке: «Проездной билет – он же лотерейный».

В 9-м номере от 26 апреля под рубрикой «Осваиваем опыт» - статья с не менее говорящим названием: «ВОХР бастует по-итальянски». Это – на первой странице. На пятой же даются разъяснения юриста в материале «Забастовки и закон».

11-й номер от 17 мая. Под рубрикой «Политический прогноз» напечатаны размышления местного политолога на тему, обозначенную в заголовке: «Кто станет первым президентом России?». Кроме Ельцина здесь называются фамилии Рыжкова (Николая, естественно), Макашова, Бакатина, Горячевой… А 17-й номер от 28 июня открывает большая статья под названием «Чебоксары. Прелюдия к безработице». Повод для этого материала совершенно конкретный: 1 июля начинается регистрация безработных…

Напрасно нас бурей пугали

Осторожно переворачиваю старые страницы. Все дальше от берега уходит наш даже не корабль, а так, бумажное суденышко. Штормит. И чем ближе к августу, тем больше, по Горькому, «пахнет бурей».

Вот большое интервью с депутатом Верховного Совета РСФСР Валерием Шуйковым (номер 27 от 27 июля). Заголовок: «Распустить парламент – это противозаконно». В 32-м номере от 10 августа напечатана «Декларация принципов ДДР (Движения демократических реформ) в республике Чёвашъен». Наконец, номер 36 от 21 августа. Газета, которую горожане потом размножали и в виде листовок передавали из рук в руки. Телевидение в те дни не давало никакой информации, вместо выпусков новостей транслировался балет «Лебединое озеро». «Чебоксарские новости» были единственной газетой в Чувашии, отважившейся напечатать знаменитый Указ Ельцина – тот самый, который он зачитывал в Москве, стоя на танке.

Меня, правда, в Чебоксарах в то время не было – уехала в отпуск на Камчатку. Так что назвать себя очевидцем этих событий в Чувашии не могу. Но когда я вернулась, ребята восторженно рассказывали, что все эти дни ходили в героях. А еще – высовывались из окна и кричали на всю площадь Ленина: «Да здравствует свобода!».

И выдержать полный штиль

Помните, чем заканчивается песня? «Гораздо трудней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль». Пожалуй, прав Андрей Макаревич, штиль - страшнее бури. Что скрывать, были у городской газеты и взлеты, и падения. Сменяли друг друга редакторы, журналисты, технические работники. Менялось «лицо» газеты, ее форма и содержание. Медленно шел в гору, а потом опять обрушивался тираж. Многое пережили «ЧН» за эти годы. Но главное – газета жива. И сейчас, похоже, она опять на подъеме при поддержке ГУП «Газета «Советская Чувашия», три года издающего «новости». Штиль впереди или буря – мы выдержим. А потом споем: «И если цель одна и в радости, и в горе, то тот, кто не струсил и весел не бросил, тот землю свою найдет».



"Чебоксарские новости"
13 января 2006
00:00
Поделиться