Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Душа просит классики

В конце года редакция «Сцены» обратилась к тем, кто, на ее взгляд, часто бывает на театрально-концертных премьерах, кого интересует и искренне волнует культурная жизнь республики. Как же оценивают итоги прошедшего года зрители первого ряда? Что произвело наибольшее впечатление, обрадовало, разочаровало, удивило?

Василий Иванов, директор Чувашской государственной академической симфонической капеллы:

— В Русском театре в течение нынешнего года, к сожалению, не был. Знаю только, что там очень успешно прошел спектакль студентов-дипломников Института культуры и искусств по Островскому. При первой возможности обязательно его посмотрю. В Чувашском драмтеатре я открыл для себя новое имя — Елизавета Хрисанорова. Очень незаметная в обыденной жизни, на сцене, в пьесах Бунина и Павлова, она светилась каким-то необычной яркости светом. Спектакля-события, спектакля-открытия не назову. А вот у москвичей, выступавших в Чебоксарах в рамках фестиваля «Золотая маска», такую постановку я увидел — спектакль театра Моссовета с участием О. Остроумовой и Г. Тараторкина. Считаю его событием театральной жизни 2005 года в республике. К сожалению, ничего интересного не увидел в самом крупном театральном коллективе — оперном театре. Хочу сказать о новой фольклорно-эстрадной группе госфилармонии «Савал». Там собралась молодежь, от которой мы вправе ожидать многого, конечно, если их не растащат другие коллективы. А всем нам я хотел бы пожелать главного — побольше зрителей.

Наталия Говорова, журналист:

— Наибольшее впечатление произвел на меня спектакль ТЮЗа по пьесе М. Ладо «Очень простая история», поставленный С. Васильевым в конце 2004 года. Он каким-то удивительным образом не попал в число номинантов республиканского конкурса «Узорный занавес». Видимо, это уже другая и очень непростая история…

Новое имя, которое я для себя открыла, — Светлана Дмитриева. В этом спектакле ТЮЗа, рассказывающем о божественной природе живой души, она играет роль Свиньи. Для меня ее роль — откровение, открытие, озарение. Назвать это можно как угодно. В остальных наших театрах спектакля-откровения я не видела. В оперном — ситуация безрадостная. То же самое видится мне и в Театре кукол.

В течение всего года радовал госансамбль под управлением Юрия Васильева. Ни с одного из концертов этого коллектива я не ушла разочарованной. Лучшими среди гастролеров года оказались артисты Татарского госансамбля песни и танца. Нечасто видишь сценические костюмы ценой от 20 до 60 тысяч рублей за каждый. На татарских артистах увидела, хотя они привезли в Чебоксары далеко не всю коллекцию дизайнера Людмилы Волковой. К счастью, костюмы эти не оказались «вещью в себе». Они бесподобно слились, а затем и растворились в неповторимых мелодиях, в причудливой вязи хореографии в стиле древнего арабского письма.

Самые лучшие пожелания я шлю своим любимым артистам: Сергею Иванову и Вале Трифоновой из ЧГАДТ, Ольге Серегиной и Светлане Ефремовой из оперного, Надежде Алферовой из кукольного, Раисе Поляковой и Стасу Владимирову из ТЮЗа, Ларисе Родик из Русского. А всем нашим артистам я желаю много работы и встреч с новой молодой режиссурой.

Светлана Макарова, музыковед, заслуженный деятель искусств Чувашии:

— Художественным откровением стала для меня встреча с «Серебряной Турандот» — всемирно знаменитой Илзе Лиепа, украсившей своим талантом IX Международный балетный фестиваль. В пластике ее танца были и властная красота женского тела, и трепетная нежность женской души, помноженные на острое и трагическое восприятие ворвавшегося в жизнь нового тысячелетия.

Впервые «воочию» мне довелось встретиться с хорошо знакомой «Богемой». Оперный шедевр Пуччини был показан в рамках XV Международного оперного фестиваля им. М. Михайлова. Удивило то, что спектакль Московского академического музыкального театра им. К.?С. Станиславского и В.?И. Немировича-Данченко не вызвал чувства разочарования, которое обычно возникает при сравнении студийных звукозаписей с реальным звучанием на сцене.

Просмотр на фестивале еще одной оперы Пуччини «Флория Тоска» в тоску меня не вверг. Новую постановку спектакля осуществили москвичи, и довольно неплохо. Если раньше мы восхищались Алевтиной Зинкиной, то сейчас исполнительницей главной роли была Мария Еланова. Я думаю, что многие в зале, как и я, зная о страшном несчастье, постигшем народную артистку, волновались и переживали за нее. Но творческий дар певицы определил успех представления.

В ряду важных событий я бы отметила творческие вечера народного артиста ЧР Валерия Иванова. Следуя пресловутой истине, что нет пророка в своем отечестве, единственный в Чувашии лауреат Всероссийского и Международных конкурсов вынужден был уехать в Казань. Жаль, что мы так легко расстаемся с истинными талантами, признаваемыми всем цивилизованным миром. «Днем я и ночью вечно в занятьях, все меня ждут и зовут вперебой» — автобиографично воспринимаются эти слова из каватины Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), которой певец открывал фестивальный гала-концерт. Зарубежные турне чувашского артиста расписаны на много лет вперед, истинно «Фигаро здесь, Фигаро там…»

Событием российского значения стал завершивший год XVIII фестиваль музыки композиторов республик Поволжья и Приуралья. Как стыдно было мне за то, что Чувашия долго не могла принять у себя творческий марафон, ежегодно переходящий из столицы в столицу. Но тем радостней была встреча, позволившая познакомить наших слушателей и гостей с произведениями молодых чувашских авторов и заявить о том, что наш народ богат талантами.

В целом минувший год в области искусства был весьма плодотворным. Желаю служителям муз в новом году много аплодисментов и цветов, а любителям музыки — ярких впечатлений и наслаждений.

Валентина Иванова, собственный корреспондент ИТАР-ТАСС в Чувашии:

— Самым большим театральным праздником стал мини-фестиваль, прошедший под эгидой ассоциации «Золотая маска». Спектакль театра имени Моссовета «Не будите мадам» с участием Георгия Тараторкина и Ольги Остроумовой вернул мне как зрителю давно позабытое чувство театральности. Покорила искренность, душевность, причем не лобовая, а с чеховскими нотками подводных течений. Не меньшее впечатление произвела и пресс-конференция, на которой Георгий Георгиевич говорил о том, что спектакль должен быть аккумулятором, чтобы подзарядить, всколыхнуть уставшие души. Жду новых встреч, обещанных Тараторкиным — президентом ассоциации «Золотая маска», жду нового весеннего праздника.

На нынешнем Михайловском фестивале лучшее впечатление оставил гала-концерт. Наши певцы выступали на равных со «звездами», а кое-где были на ступеньку выше благодаря своей «ансамблевости». О том, что уровень местных исполнителей не уступает признанным мастерам, говорили многие зрители.

Виктор НЕМЦЕВ, народный художник Чувашии:

— Для меня самое яркое событие прошлого года — выставка Карачарского к 70-летию художника. Выставка очень разнообразная: и серия портретов тружеников села, известных людей (особенно впечатляют портреты в технике пастель), и великолепные пейзажи, и натюрморты, и множество многофигурных композиций. Художник идет в ногу со временем. В его картинах тончайшая характеристика современности, то, как меняется жизнь села. А меняется она не только в лучшую сторону. Запомнилась картина — старик стоит в фуфайке, опершись на палку, и такая боль во всем его облике: умирает деревня…

Вообще приятно, что в Чебоксарах сейчас в одно и то же время проходят две-три выставки. Интересна была выставка Геннадия Исаева, очень национальная, теплая. Художник не любит, когда картина горит, как винегрет. И все его пейзажи (а в основном он изображает природу) в приглушенных тонах. И за этим какая-то вечерняя тайна, очарование.

Запомнился концерт юных композиторов в рамках фестиваля музыки Поволжья и Приуралья. Неподражаемо оригинальна космическая тема в сочинениях учеников Ларисы Быренковой: музыка эта как бы прилетела с другой планеты или далекой галактики. Такую музыку надо слушать с закрытыми глазами. Шикарно! Мы, художники, за такие темы еще не беремся. Великолепен был на фестивале и хор Мориса Яклашкина, исполнивший очень по-разному произведения разных народов. Я понял, что музыка наша движется вперед, что у нее есть будущее.

Николай Казаков, композитор, заслуженный деятель искусств ЧР:

— Спектакль «Риголетто», состоявшийся в конце октября в оперном театре, я бы назвал лучшим в ушедшем году. Организовал его и провел в честь своего юбилея народный артист ЧР Валерий Иванов. Спектакль привлек меня прежде всего высоким уровнем исполнителей-солистов.

Из драматических постановок одна из лучших — «Ялта» в ЧГДАТ в постановке В. Яковлева. Было и два очень интересных концертных выступления: концерт академического симфонического оркестра Московской консерватории под управлением Юрия Симонова. Среди лучших хочу назвать и выступление «золотого флейтиста России» Александра Корнеева с нашим камерным оркестром и нашими талантливыми детьми. Что касается спектаклей, которые разочаровали, — назвать, видимо, надо многое и многих. На концертной сцене для меня всегда разочарованием является отмена. Самый свежий пример — концерт С. Дроботенко, который артист сам отменил, а «виновниками» оказались совсем другие люди. Что касается тенденций года, то среди безусловных я бы назвал абсолютное лидерство классики. Она сейчас — лидер зрительского интереса.

Мое пожелание касается тех, кто пишет и ставит произведения для сцены. Делать это надо не только для собственного самовыражения, но и чтобы зрителям было интересно и понятно.

Александр Сурин, заслуженный артист ЧР.

— Радует, что многие старейшины театров не снизили планку своего мастерства, а напротив, даже подняли ее. К примеру, в чувашской драме — Вера Кузьмина, Нина Григорьева, Любовь Федорова. Настоящим открытием стала работа Геннадия Медведева (Чувашский драмтеатр) в спектакле «Как бы не так». В Русском театре появилась талантливая художница — Ольга Ежкова.

Но вместе с тем огорчает, что многие спектакли (даже в разных театрах) похожи друг на друга, как близнецы: одни скучные режиссерские решения, одна манера исполнения у артистов. Зачастую нет ансамблевости, каждый исполнитель тянет одеяло на себя. Может, от того, что доброты между людьми стало меньше, не любим помогать друг другу. И, конечно, очень жаль, что у нас нет профессиональной театральной критики…

Александр Егоров, обозреватель газеты «Ведомости ЧР»:

— Слава Богу, что наше во многом консервативное культурное пространство все же меняется, появляется что-то новое. Например, аниме-фестиваль. Я знал, что что-то такое у нас существует, но впервые с таким «зверем» встретился. Конечно, все еще в «детском» состоянии, но приятно, что люди набираются творческой наглости (хорошей!) и выбиваются.

Из гастролей я бы выделил три концерта в рамках акции «Музыка ручной работы». (Из раскрученных «звезд» был только Маргулис. Но отнюдь не его выступление было лучшим.) Это были феерические концерты, праздник души.

Очень перспективным считаю театральный фестиваль «Золотая маска». Особенно потрясла «Осада» Е. Гришковца. А вот наш последний оперный фестиваль немного огорчил, хотя интересная фишка — поездка в Вурнары — в нем была. Хороша была и «Богема» в исполнении артистов театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Но спектакль этот все же проигрывает в сравнении с безумно фантастической «Травиатой», которую двумя годами раньше показали нам на фестивале артисты «Геликон оперы». Из наших артистов стоит отметить Валерия Иванова. В рамках своего 50-летия певец дал целую серию концертов, которые еще больше убедили, какой это классный артист.

Римма Тарасова, пенсионерка.

— Чебоксары — не только самый чистый город Поволжья, но, как мне кажется, и самый музыкальный. Сколько концертов у нас проходит и в театре оперы и балета, и в филармонии, и в музеях, и ДК и даже в недавнем времени на вокзале. А еще в музучилище, педуниверситете. Но вот собираются в залах учебных заведений практически только специалисты да студенты?музыканты. Месяц назад в ЧГПУ выступал профессор Юрий Трепов. Его игра всегда достойна восхищения. А как блестяще были исполнены на сей раз на двух роялях вместе со Светланой Заломновой вариации Брамса на тему Паганини. Душа парила! Радость, что есть такая музыка, что можно ее послушать вживую, была бы полной, если бы не омрачало то, что вдохновение и мастерство пианистов оседает на пустые стулья холодного зала. Почему же было так мало слушателей? Может, организаторы не позаботились о публике: не было афиш, объявлений? Кстати, там же в ЧГПУ я узнала о фестивале музыки композиторов Поволжья и Приуралья и потом провела три чудных вечера в филармонии. Произведения композиторов Татарстана, Мордовии, Башкортостана, Удмуртии, Марий Эл исполняли Чувашская государственная капелла под управлением Мориса Яклашкина и Чувашский государственный ансамбль песни и танца Юрия Васильева. Авторы сочинений поднимались на сцену с благодарностями за прекрасное исполнение. Вход на все концерты фестиваля был бесплатным, прийти мог любой желающий, но вот многие из моих знакомых о них не знали.

Елена Кириллова, журналист:

— Самым запомнившимся культурным событием 2005 года для меня стали концерты звезд рока. В первую очередь, конечно, группы «Назарет». Для многих рок-фанов появление шотландской группы на чебоксарской сцене показалось чем-то из области фантастики. Да, им уже под 60. Но их никак не назовешь старыми. Секрет прост — и это знают все фаны: «Тот, кто играет рок — не стареет. Не стареет и тот, кто его слушает». Rock-n-roll & Heavy-hard — вот слова, задающие единый ритм сердцам фанов по всему земному шару. Запомнились выступления корифеев русского рока: Евгения Маргулиса, групп «Кипелов», «Черный кофе», «Кроссроудс», «Пикник»…

Конечно, «золотой век рока» уже не повторится, изменилось время. Но очень печалит, что роком в России сейчас могут назвать какую угодно музыку, — и в головах подрастающего поколения сложилось весьма искаженное понятие о роке. И уж что совсем обидно: в Чебоксарах этот стиль музыки, кажется, умер окончательно. Это подтвердил мартовский концерт в ДК ЧГУ. Там выступило много молодых групп. Но было б лучше, если б они на сцену не выходили. Хотя у нас есть превосходные инструменталисты: Иван Русев (экс-«Круиз»), Иван Пилипчук («Роллер»)… Но, видимо, нет достойных предложений для этих музыкантов…



"Советская Чувашия"
13 января 2006
00:00
Поделиться