Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

БОГАТСТВО НАСЛЕДИЯ В РУКОПИСЯХ

Время все расставляет по своим местам. Имя Ивана Патмара стало широко известно читателям после его смерти. При жизни Иван Анисимович напрасно предлагал свои рукописи в Чувашское книжное издательство. Его заявки оставались без удовлетворения.

В годы бурного расцвета пафосной литературы фольклор не котировался. Бывало, Ивана Анисимова, председателя ДОСААФ Красноармейского района, на ковер вызывали и строго отчитывали за то, что тот занимается не тем, хотя со своими должностными обязанностями он вполне справлялся. Другой бы на его месте махнул рукой на народное творчество. Он же еще усерднее принимался за дело. Его вдохновлял родной дядя по материнской линии поэт Марк Аттай. Видимо, по его же примеру Иван Анисимович взял себе псевдоним “Патмар”. В словарях чувашского языка такого слова нет. Полагают, что на одном из диалектов так произносится слово “патвар” (крепкий, сильный, мощный, могучий).

Сбором народной мудрости, сказок и песен И. Анисимов заинтересовался еще в студенческие годы. Время от времени к нему в Чебоксары приезжал отец. На повозке продукты привозил. Однажды сын его встретил в новом добротном костюме. Отец даже разбираться не стал, сразу же огрел парня кнутом. Он был уверен, что сын стащил у кого-то костюм или же купил его на украденные деньги. Крестьянин просто не мог поверить, что Ивану выплатили гонорар за сбор и обработку фольклорного материала. Успокоился отец только тогда, когда сын привел его к самому директору научно-исследовательского института Н. Шубоссинни. Анисима Ефимовича можно было понять. Семилетним он остался сиротой. За вязанку липовых стволов на лыко, набранных без спроса в лесу, пьяный стражник насмерть заколол его отца саблей.

И. Анисимов собирал фольклор 51 год. В основном работал бесплатно. Записывая все жанры устного народного творчества, придерживался строгих научных требований. В свободное от работы время ездил по республике, выезжал в соседние регионы, Оренбургскую область, где компактно проживают чуваши. В этом благородном деле большую помощь ему оказывали более тысячи информаторов.

Узнав, что односельчанин Н. Данилов знает эпическую сказку “Йапар”, Иван Анисимович попросил домашних сварить чувашское пиво. Сказочника вместе с другими аксакалами пригласил к себе домой. За угощением тот на одном дыхании спел длинную сказку периода волжских булгар. Этого эпизода достаточно, чтобы понять, как любил и ценил Иван Патмар устное народное творчество.

Житель деревни Яманаки Красноармейского района фольклорист И.Патмар оставил большое наследие. В архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук его материалы составляют 30 единиц хранения, некоторые из них составляют по 250-500 листов. Много текстов хранится в других научных архивах страны. Оригиналы всех материалов — около ста рукописных томов — фольклорист оставил наследникам.

Иван Анисимович умер в 1983 году. Супруга, Ольга Ивановна, пережила мужа на 13 лет. Как бывший библиотекарь она хорошо понимала значимость собранного мужем материала. Бережно его хранила и даже отдельно страховала. Не передала в архивы ни одной страницы, говорила: “Еще пригодятся”. Как в воду смотрела. Младший из трех детей, Эдисон, бывший военнослужащий, ныне проживающий в Чебоксарах, издал собранные отцом материалы в 18 книгах. Он же стал одним из организаторов вечера, посвященного 90-летию со дня рождения Ивана Патмара.



"Советская Чувашия"
12 января 2006
00:00
Поделиться