13:38 Негромкая песнь огромной любви
28 декабря в Чувашском государственном художественном музее открывается выставка, посвященная 80-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности Геннадия Ильича Исаева.
Исаев Г.И. – один из художников старшего поколения, прошедших по дорогам Великой Отечественной войны. После демобилизации в 1950 году он смог осуществить свою мечту - стал студентом Чебоксарского художественного училища. Пройдя школу изобразительного ремесла у патриархов чувашского искусства, далеко не сразу обратился к самостоятельному творчеству. Уроженец д. Аксарино Мариинско-Посадского района Исаев Г.И. после окончания училища в 1955 году работал учителем рисования, черчения и труда в общеобразовательных школах республики. Немало учеников Геннадия Ильича благодарны своему педагогу.
Но чтобы научить школьника пониманию прекрасного, учитель сам становился учеником у природы.
Сотни его этюдов посвящены могучей красавице Волге, «Царевой Горе», где в 1552 году стоял Иван Грозный во время похода на Казань; селу Кугеси, где более полутора десятков лет преподавал, удивлялся сам и изумлял учеников своим восхищением, пристальным, почти исследовательским изучением окружающей природы.
Притягательной силой для художника стали большие склоны земного рельефа между Кугесями и деревней Байдеряково, между которыми в низине много прудов, пробивающихся хрустальных ключей. Склонив свои нежно-зеленые пряди, поднимаются к высокому горизонту красавицы ивы. Рыжие бугры, оплетенные лентами троп, продолжают носить названия капищ, древнего леса, дедовских кладбищ.
В любое время года можно увидеть стоящего за мольбертом Геннадия Ильича.
Исаев скромно называет свои работы этюдами, не претендуя на название «картина».
Пейзажи художника с рано сложившимся мировоззрением уже в конце 60-х - начале 70-х годов обратили на себя внимание. «Тонкое умение в обобщении и гармонию тонов» в его пейзажной живописи отметил В.Ф.Загонек – известный советский художник на «Академической даче» в Тверской области на реке Мста, где Исаев в 1973 году находился в творческой командировке.
Не случайно социально-смысловая острота подтекстов пейзажных мотивов Исаева, свойственная произведениям национального изобразительного искусства, ставила его работы при экспонировании в один ряд с тематическими полотнами других художников, доказывая, что и через образы природы можно раскрывать панораму духовной жизни чувашского народа.
В 1973 году он оставляет педагогическую деятельность и непосредственно окунается в творчество. Мало что меняется в его отношении к природе. Тот же «этюдный марафон». Те же повторы и поиски цвето-тональных взаимоотношений. Он вновь и вновь поднимается на гору Улыпа, пишет широкую, тяжелую, замедленную в повороте течения осеннюю Волгу, в 90-х годах снова возвращается к этой теме. Его пейзажи, несмотря на небольшие размеры протяженны. В них далекие равнинные просторы со стогами, с низкой «оторочкой» леса, где сходятся земля с небом, на котором плывут облака-лебеди. У Исаева Г.И. живопись сдержанна и в меру спокойна. Ему важно ощущение собственного чувства. Все эти качества находят отклик
у истинных почитателей его таланта. Немало работ художника находятся в Москве, в частных и зарубежных коллекциях. Не уходят из постоянной экспозиции и музейных выставок его пейзажи и особенно, натюрморт «Памяти чувашского композитора Федора Павлова». Его творчество живой родник природы.
у истинных почитателей его таланта. Немало работ художника находятся в Москве, в частных и зарубежных коллекциях. Не уходят из постоянной экспозиции и музейных выставок его пейзажи и особенно, натюрморт «Памяти чувашского композитора Федора Павлова». Его творчество живой родник природы.
Не случайно сегодня пейзажи Г.И. Исаева переросли значение Этюда с натуры и обрели силу и значение Картины. Исаев Геннадий Ильич пел и продолжает петь негромкую песнь о своей огромной любви к родной Земле.
В экспозиции выставки представлено около 400 работ.
Открытие выставки - в 16.00.
М.А.Карачарскова,куратор выставки