Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

13:38 Негромкая песнь огромной любви

28 декабря  в Чувашском государственном  художественном музее открывается выставка, посвященная 80-летию со дня рождения  и 50-летию творческой деятельности Геннадия Ильича Исаева.
Исаев Г.И. – один  из  художников старшего поколения, прошедших по дорогам Великой Отечественной войны.  После демобилизации в 1950 году он смог осуществить свою мечту - стал студентом Чебоксарского художественного  училища. Пройдя школу изобразительного ремесла  у  патриархов чувашского искусства,  далеко не сразу обратился к самостоятельному творчеству. Уроженец д. Аксарино Мариинско-Посадского района  Исаев Г.И.  после окончания училища в 1955 году работал учителем рисования, черчения и труда в общеобразовательных школах республики. Немало учеников Геннадия Ильича  благодарны  своему   педагогу.
Но чтобы научить школьника пониманию прекрасного, учитель сам становился учеником у природы.
Сотни его этюдов посвящены могучей красавице Волге,  «Царевой Горе»,  где в 1552 году стоял Иван Грозный во время похода на Казань;  селу Кугеси, где более полутора десятков лет преподавал, удивлялся сам и изумлял учеников своим восхищением, пристальным, почти исследовательским  изучением окружающей природы.         
Притягательной силой для художника стали большие склоны земного рельефа между Кугесями и деревней Байдеряково, между которыми в низине много прудов, пробивающихся  хрустальных ключей. Склонив свои нежно-зеленые пряди, поднимаются к высокому горизонту красавицы ивы. Рыжие бугры, оплетенные лентами троп, продолжают носить названия капищ, древнего леса, дедовских кладбищ.
В любое время года можно  увидеть стоящего за  мольбертом Геннадия Ильича.
Исаев скромно  называет свои работы этюдами, не претендуя на название «картина».
Пейзажи художника с рано сложившимся мировоззрением уже в конце 60-х - начале 70-х годов обратили на себя внимание.  «Тонкое умение в обобщении и гармонию тонов» в его пейзажной живописи отметил В.Ф.Загонек – известный советский художник на «Академической даче» в Тверской области на реке Мста, где Исаев в 1973 году находился в творческой командировке. 
Не случайно социально-смысловая острота подтекстов пейзажных мотивов Исаева, свойственная произведениям национального изобразительного искусства, ставила его работы при экспонировании в один ряд с тематическими полотнами других художников, доказывая, что и через образы природы можно раскрывать панораму духовной жизни чувашского народа.
В 1973 году он оставляет педагогическую деятельность и непосредственно окунается в творчество. Мало что меняется в его отношении к природе. Тот же  «этюдный марафон». Те же повторы и поиски цвето-тональных взаимоотношений. Он вновь и вновь поднимается на гору Улыпа, пишет широкую, тяжелую, замедленную в повороте течения осеннюю Волгу, в 90-х годах снова возвращается к этой теме. Его пейзажи, несмотря на небольшие размеры протяженны. В них далекие равнинные просторы со стогами, с низкой «оторочкой» леса, где сходятся земля с небом, на котором плывут облака-лебеди. У Исаева Г.И. живопись сдержанна и в меру спокойна. Ему важно ощущение собственного чувства. Все эти качества  находят отклик
у истинных почитателей его таланта. Немало работ  художника находятся в Москве, в частных и зарубежных коллекциях. Не уходят из постоянной экспозиции и музейных выставок его пейзажи и особенно, натюрморт  «Памяти чувашского композитора Федора Павлова». Его творчество живой родник природы.
Не случайно сегодня пейзажи Г.И. Исаева переросли значение Этюда с натуры и обрели силу и значение Картины. Исаев Геннадий Ильич пел и продолжает петь негромкую песнь о своей огромной любви к родной Земле. 
В экспозиции выставки представлено около 400 работ.
Открытие выставки - в 16.00.
М.А.Карачарскова,куратор выставки         


26 декабря 2005
00:00
Поделиться