11:30 Христианские посты
Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи. Постом воздерживаются от скоромной пищи – мяса, молока, яиц, иногда рыбы.
Пост существовал во времена Ветхого завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя в этом примеру Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый сорокодневный пост в подражание пророку Моисею и Христу, которые постились сорок дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста – Четыредесятница.
Некоторые церковные ученые считают, что пост поначалу состоял из сорока часов. Древние христианские книги II и III веков рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост пред пасхой длился шесть дней.
Таким образом, Святая Четыредесятница, или Великий пост, в том виде, в котором он сегодня существует, сложился постепенно. Церковные историки считают, что окончательно он оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.
Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался сорок дней.
Пост был очень строгим. По свидетельствам христианского писателя Тертуллиана разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось суходеянием. В течение дня не пили даже воду. На Востоке суходеяние держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.
В последующем мнения христиан разделились, одни считали что пост является главной обязанностью христианина, другие наоборот, совершенно отрицали его значение, но церковные правила, обобщившие опыт первых веков, предавали анафеме не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо – грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.
В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.
Православные посты делятся на однодневные и многодневные.
К многодневным относятся: Великий пост, или Святая Четыредесятница; Петровский пост: Успенский пост; Рождественский пост.
К однодневным постам относятся: еженедельные посты в среду и пятницу в память предательства и страданий и смерти Иисуса Христа.
Однако в среды и пятницы некоторых недель поста нет. Это пасхальная неделя, которая почитается как бы за один светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки; то есть время от Рождества до Крещения; неделя Мытаря и Фарисея перед Великим постом; масленица, хотя во время нее действует запрет на мясо.
Однодневные посты это также: праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября; пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября, крещенский сочельник 18 января.