Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Коллегия рассмотрит работу главных газетных холдингов

Сегодня - заседание Коллегии Минкультуры Чувашии.

Один из вопросов, который будет рассмотрен на заседании членами Коллегии, касается работы государственных унитарных предприятий Чувашской Республики "Газета "Советская Чувашия" и "Издательский дом "Хыпар".

ГУП ЧР «Газета «Советская Чувашия» - медиахолдинг, издающий ежедневную одноименную газету, а также газеты «Чебоксарские новости», «Молодежный курьер», «Вести Чувашии», журнал «Собрание законодательства Чувашской Республики».

Газета «Советская Чувашия» - самая массовая ежедневная общественно-политическая газета на русском языке в Чувашской Республике. Издается она с апреля 1917 года.

Все издания холдинга, кроме газеты «Советская Чувашия», финансируются из бюджетных источников различного уровня.

"Советская Чувашия" - ведущая государственная газета республики на русском языке. Это подтверждает ее тираж - более 20 тыс. экз. (по четвергам - больше на 5 тыс. экз.). Если учесть, что население Чувашии составляет 1,3 млн. человек, то этот показатель - один из лучших среди региональных изданий России.

 Газета выходит форматом А-2  на 8 страницах по вторникам, средам, и субботам. В пятницу она издается в формате «толстушки» в цветном исполнении с вкладышем «газеты в газете» «Молодежный курьер». Эксперимент по выпуску «Молодежного курьера» вкладышем не оправдал себя и с 2006 года газета будет выходить самостоятельно, небольшим тиражом.

Тираж газеты «Чебоксарские новости» - более 5 тыс. экз., формат - А-3, объем – от 4 до 12 полос, она  выходит 4 раза в неделю (вторник, четверг, пятница, суббота).

Тираж газеты «Вести Чувашии» - более 900 экз., формат- А-3, объем -  4 – 16 полос, выходит 1 раз в неделю (по четвергам).

Основные темы, которые отражаются и анализируются в газете «Советская Чувашия»  – общественно-политическая, деловая, культурная, спортивная жизнь республики. Новшества 2005 года – вкладыши: «Пенсионная среда», которая способствовала смягчению ситуации в республике в ходе монетизации льгот; «Сцена Чувашии» - о проблемах театров и культуры в целом, «Спорт Чувашии», «Советчица». Эти вкладыши с  2006 года будут выходить как самостоятельные  газеты.

В  «Советской Чувашии»  по средам  публикуется подборка «О чем нам пишут», где печатаются письма общественных корреспондентов.

Много писем читателей используется также в подборках «Семейный клуб», «Правовой четверг», «Пенсионная среда», «Компас потребителя» и других.

Часть писем становится отправной точкой для журналистских расследований.

Большая работа предстоит по организации выпуска с января 2006 года нового издания - бюллетеня «Государственные торги Чувашии», который, по прогнозам Минэкономразвития Чувашии, будет выходить 2 раза в неделю на 104 страницах формата А-3. В короткие сроки необходимо решить  вопросы по подбору кадров, закупке техники для издания бюллетеня. Финансирование данного проекта пока еще не открыто.

Выручка от реализации товаров, работ и услуг по итогам 9 месяцев 2005 г. ГУП «Газета «Советская Чувашия» составила  27700 тыс. руб. (121,6 % к уровню прошлого года).

Валовый доход от реализации продукции и услуг основной деятельности, не включающий стоимость товаров, приобретенных для продажи, составил 20300 тыс. руб. (рост – на 123 %).

Прирост дохода от реализации газет составил 22,7 %, от рекламных услуг – 17,2 %.

Торговый оборот за 9 месяцев 2005 года увеличился на 125,1 %.

Предприятие принимает меры по обеспечению стабильного роста заработной платы, так за 9 месяцев она выросла на 18,7%.

Продолжается работа по расширению собственной сети распространения газет и журналов. На 1 декабря 2005 г. действуют 33 торговые точки, в том числе - 30 стационарных киосков в шести городах и двух районных центрах республики. В текущем году введено в эксплуатацию 4 торговых киоска в г. Чебоксары. Уже в октябре текущего года товарооборот этих киосков составил 252,3 тыс. рублей.

На базе созданной сети предприятие развивает альтернативную издательскую подписку по самым доступным ценам. Газеты выдаются прямо в киосках или доставляются в офисы. Из 6 тыс. экземпляров альтернативной подписки более 5 тыс. оформлено через собственную систему распространения.

Подписка через УФПС России в 1 полугодии 2005 г. - 12 тыс. экз.

Розничная торговля приносит дополнительный доход предприятию от печатной продукции и сопутствующих товаров, позволяет эффективно использовать оборотные средства. Яркие киоски с фирменными логотипами – дополнительный рекламный  инструмент, делающий газету популярной и узнаваемой.

Не только деловые люди, бизнесмены, но и простые читатели  убедились, что реклама в «Советской Чувашии» - ведущем государственном издании республики приносит наибольший эффект. Эксперты отмечают, что «серьезные люди имеют дело с серьезной газетой».

Об авторитете «Советской Чувашии» говорят многочисленные награды различных конкурсов, выставок и т.д.

Газета признана победителем всероссийских конкурсов «Золотой гонг», «Экономическое возрождение России», «Лучшая идея газетного бизнеса» за лучшее освещение  реформы местного самоуправления, актуальных тем образования, физкультуры и спорта, многих других конкурсов.

Она также удостоена Золотой медали «Национальное достояние» и медали «Честь и польза», учрежденных международным благотворительным фондом «Меценаты столетия».

«Советская Чувашия» - лауреат ежегодных международных выставок «Пресса», а также Лейпцигской книжной выставки-ярмарки.

На выставке “Пресса-2006” в  Москве «Советская Чувашия» удостоилась двух дипломов победителя Всероссийских журналистских конкурсов.

В рейтинге качества печатных СМИ, составляемом экспертами Ассоциации менеджеров России,  газета «Советская Чувашия» ежегодно значится на 1-3 местах среди изданий Приволжского федерального округа.

В редакции «Советской Чувашии» работают наиболее профессиональные журналистские кадры, среди которых много лауреатов премий союзов журналистов России и Чувашии, заслуженных работников культуры.

Благодаря тесному сотрудничеству с общероссийскими общественными организациями (Альянс руководителей региональных СМИ России, Союз издателей и распространителей печатной продукции России, Медиасоюз, Межрегиональная лига журналистов России, Союз журналистов России и другие) в 2004-2005 годах творческие работники газет свыше 50 раз побывали на семинарах, конференциях, деловых поездках за пределами Чувашии. Причем почти 40 таких поездок осуществлено за счет средств приглашающей стороны. Только в ноябре 2005 г. было пять таких поездок: 2 поездки — в Самару на семинар по гендерным проблемам, еще 2 - в Москву, 1 - в Белоруссию с деловой поездкой и встречей с Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.

При ГУП «Газета “Советская Чувашия» действует творческая студия факультета журналистики ЧГУ им. И.Н. Ульянова. В ней ежегодно занимаются не менее 10 студентов. Четверо из них после окончания университета работают в штате газет предприятия.

При газете «Молодежный курьер» несколько лет  действует  Школа молодого журналиста. Свыше десяти ее выпускников сейчас - студенты факультетов журналистики московских вузов.

ГУП «Издательский дом «Хыпар» - единственный национальный медиа-холдинг, под эгидой которого выходят на чувашском языке 6 газет и 1 сатирический журнал, русско-чувашская газета «Чувашский мир»;  также  на русском языке  издается литературно-художественный и публицистический журнал «Лик». Таким образом, сформировался многоцелевой, многофункциональный Издательский дом, чьи издания удовлетворяют информационно-культурные запросы всех слоев  чувашского населения.

Так, Издательский дом «Хыпар» в 1996 году возродил газету чувашской молодежи «Çамрăксен хаçачě»  («Молодежная газета»);  выпускаются газеты «Чăваш хĕрарăмě» («Чувашская женщина»), «Сывлăх» («Здоровье»), «КРИМ»; рекордный подписной тираж в республике - 36 тысяч экземпляров имеет «Кил-çурт, хушма хуçалăх» («Дом, приусадебное хозяйство»).

 

«Хыпар» - ежедневная газета со специальными приложениями «Семья», «Молодежь», «Спорт», «Природа», «Защита», «Правопорядок», «Литература и искусство», «Мужчина и женщина», «Что пишут газеты». Все эти издания до объявления на них всероссийской подписки выходили как вкладыши «Хыпара». Это тоже - ноу-хау в России.

Журнал «Капкан», который в 1925 году начала издавать газета «Канаш»,  по постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики в 2005 г. передан Издательскому дому. Обезличенный и потерявший свой достигнутый творческий уровень, превращенный в еженедельную газету с ТВР-программой, «Капкан» в настоящее время вернул авторитет и  ходовой товарный вид, у журнала - около 50 постоянных авторов; воссоздан гонорарный фонд, гонорар выплачивается вовремя; в  издании печатаются произведения известных российских юмористов-сатириков.

В 2006 году предполагается выпускать русскоязычный вкладыш в журнале.

Уникальность вышеперечисленных газет - в том, что по степени воздействия на чувашское население им нет равных.

Цель выпуска холдингом «Хыпар» ряда газет для разных категорий читателей – в сохранении  читаемости чувашских газет,  развитии культуры, языка, традиций родного народа.

Главным изданием Издательского дома является газета «Хыпар», которая является важнейшей составляющей «золотого фонда»  культуры чувашского народа, наряду с чувашским алфавитом, созданным великим просветителем Иваном Яковлевым, поэмой «Нарспи» Константина Иванова, поэзией Михаила Сеспеля, словарем Николая Ашмарина.

«Хыпар» - одно из первых  периодических национальных  изданий в России. Основал газету выдающийся чувашский ученый-энциклопедист Николай Васильевич Никольский,   определивший ее главную задачу  – служение  людям.

С момента выхода первых номеров газета высоко ценит дружбу  чувашского и  русского народа, ставит своей  стратегической  задачей крепить этот союз.

История газеты  насыщена важными и интересными событиями. Она - настоящий патриарх чувашской прессы: 21 января 2006 года  ей   исполняется 100 лет.

С февраля 1918 года газета издавалась под названиями «Канаш», «Чаваш коммуне», «Коммунизм ялаве». Но 30 августа 1991 года она вновь обрела первоначальное название - «Хыпар».

Сегодня она по праву является самым авторитетным  периодическим изданием Чувашской Республики. В течение ста лет «Хыпар»  выполняет важнейшую культурно-просветительскую миссию, является пропагандистом подлинного гуманизма, интернационализма, духовного возрождения народа. На ее страницах всегда можно найти актуальные публикации по социально-экономическим проблемам, официальную хронику, анализ политической ситуации, оперативную ежедневную информацию,  аналитические спецполосы по актуальным темам.

Тираж и подписка на газету «Хыпар» уже многие годы остаются стабильными,  на сегодня  подписка  составляет 10 тыс. экз.

Доходы ГУП «Издательский дом «Хыпар» за 9 месяцев 2005 г. составили 7704 тыс. руб., в том числе от подписки на газету - 5077   тыс. руб., от реализации газет в рознице – 580 тыс. руб., от объявлений и рекламы – 2047 тыс. руб.

Среднемесячная заработная плата в 2005 году увеличилась на 22% и составила 7777 руб. 

Праздник столетия главной чувашской газеты – не частный корпоративный праздник  коллектива ее редакции, а значительное событие для всей дружной  многонациональной семьи Чувашской Республики, Российской Федерации, в укрепление которой «Хыпар» внес и  ежедневно вносит огромный вклад.

Создание ГУП «Издательский дом «Хыпар» позволило сконцентрировать на предприятии квалифицированных журналистов, в основном, выпускников факультета журналистики ЧГУ им. И.Н.Ульянова.

Единый состав редактората, секретариата, коммерческой службы, материально-технического обеспечения и совместные компьютерный центр, бухгалтерия, корректура, транспортное обеспечение позволяют экономить в год более 1,5 млн. руб.

Издания "Хыпара", пропагандируя друг друга, способствуют сохранению тиражей прикладных изданий. В настоящее время почти в  каждой  чувашской  семье  имеется   какое-либо  издание  ИД  "Хыпар".

Традиции изначального «Хыпара» удается поддерживать благодаря востребованности со стороны читателей и мастерству редакционного коллектива.

В Издательском доме «Хыпар» работают опытные журналисты. Среди них - заслуженные работники культуры Российской Федерации, заслуженные работники культуры Чувашской Республики, награжденные Почетными грамотами Минпечати РФ.

Активно ведется работа с общественными корреспондентами. Их насчитывается около 500 человек разных возрастов. Так, 22 апреля 2005 г. в Доме печати состоялся I съезд общественных корреспондентов газеты «Хыпар» и ее изданий. В его работе приняли участие более 100 общественных корреспондентов из районов республики и других городов России, где читают «Хыпар».

Наиболее активным общественным корреспондентам на съезде были вручены Почетные грамоты Минкультуры Чувашии,  Почетные грамоты Союза журналистов Российской Федерации, благодарности Издательского дома «Хыпар» и Почетные грамоты Союза журналистов Чувашской Республики.

Главной целью съезда было укрепление дружбы читателей с газетой, обогащение содержания «Хыпар» новыми интересными, содержательными статьями, увеличение тиража издания.

В Издательском доме «Хыпар» понимают важность работы общественных корреспондентов, т.к. они помогают  крепить  связь поколений.

Еще одним достижением можно признать создание и работу сайта Издательского дома «Хыпар» на чувашском и русском языках. На сайте анонсируется каждый номер всех изданий предприятия.

В работе Издательского дома «Хыпар» есть и проблемы.  Интересующиеся информацией люди сегодня имеют значительно больший выбор телевизионных и радиопрограмм. Все большую конкуренцию печатным СМИ  составляют интернет-сайты.  Если в 1995 году 20 млн. россиян выписывали по почте газеты и журналы, то через десять лет уровень подписки в стране  снизился в  десять раз.  Уменьшился и  уровень подписки на «Хыпар». Тем не менее по совокупному разовому тиражу своих изданий холдинг «Хыпар» сегодня не имеет себе равных в республике  по влиянию на чувашского читателя.

 



08 декабря 2005
00:00
Поделиться