Коллегия рассмотрит работу главных газетных холдингов
Сегодня - заседание Коллегии Минкультуры Чувашии.
Один из вопросов, который будет рассмотрен на заседании членами Коллегии, касается работы государственных унитарных предприятий Чувашской Республики "Газета "Советская Чувашия" и "Издательский дом "Хыпар".
ГУП ЧР «Газета «Советская Чувашия» - медиахолдинг, издающий ежедневную одноименную газету, а также газеты «Чебоксарские новости», «Молодежный курьер», «Вести Чувашии», журнал «Собрание законодательства Чувашской Республики».
Газета «Советская Чувашия» - самая массовая ежедневная общественно-политическая газета на русском языке в Чувашской Республике. Издается она с апреля 1917 года.
Все издания холдинга, кроме газеты «Советская Чувашия», финансируются из бюджетных источников различного уровня.
"Советская Чувашия" - ведущая государственная газета республики на русском языке. Это подтверждает ее тираж - более 20 тыс. экз. (по четвергам - больше на 5 тыс. экз.). Если учесть, что население Чувашии составляет 1,3 млн. человек, то этот показатель - один из лучших среди региональных изданий России.
Газета выходит форматом А-2 на 8 страницах по вторникам, средам, и субботам. В пятницу она издается в формате «толстушки» в цветном исполнении с вкладышем «газеты в газете» «Молодежный курьер». Эксперимент по выпуску «Молодежного курьера» вкладышем не оправдал себя и с 2006 года газета будет выходить самостоятельно, небольшим тиражом.
Тираж газеты «Чебоксарские новости» - более 5 тыс. экз., формат - А-3, объем – от 4 до 12 полос, она выходит 4 раза в неделю (вторник, четверг, пятница, суббота).
Тираж газеты «Вести Чувашии» - более 900 экз., формат- А-3, объем - 4 – 16 полос, выходит 1 раз в неделю (по четвергам).
Основные темы, которые отражаются и анализируются в газете «Советская Чувашия» – общественно-политическая, деловая, культурная, спортивная жизнь республики. Новшества 2005 года – вкладыши: «Пенсионная среда», которая способствовала смягчению ситуации в республике в ходе монетизации льгот; «Сцена Чувашии» - о проблемах театров и культуры в целом, «Спорт Чувашии», «Советчица». Эти вкладыши с 2006 года будут выходить как самостоятельные газеты.
В «Советской Чувашии» по средам публикуется подборка «О чем нам пишут», где печатаются письма общественных корреспондентов.
Много писем читателей используется также в подборках «Семейный клуб», «Правовой четверг», «Пенсионная среда», «Компас потребителя» и других.
Часть писем становится отправной точкой для журналистских расследований.
Большая работа предстоит по организации выпуска с января 2006 года нового издания - бюллетеня «Государственные торги Чувашии», который, по прогнозам Минэкономразвития Чувашии, будет выходить 2 раза в неделю на 104 страницах формата А-3. В короткие сроки необходимо решить вопросы по подбору кадров, закупке техники для издания бюллетеня. Финансирование данного проекта пока еще не открыто.
Выручка от реализации товаров, работ и услуг по итогам 9 месяцев 2005 г. ГУП «Газета «Советская Чувашия» составила 27700 тыс. руб. (121,6 % к уровню прошлого года).
Валовый доход от реализации продукции и услуг основной деятельности, не включающий стоимость товаров, приобретенных для продажи, составил 20300 тыс. руб. (рост – на 123 %).
Прирост дохода от реализации газет составил 22,7 %, от рекламных услуг – 17,2 %.
Торговый оборот за 9 месяцев 2005 года увеличился на 125,1 %.
Предприятие принимает меры по обеспечению стабильного роста заработной платы, так за 9 месяцев она выросла на 18,7%.
Продолжается работа по расширению собственной сети распространения газет и журналов. На 1 декабря 2005 г. действуют 33 торговые точки, в том числе - 30 стационарных киосков в шести городах и двух районных центрах республики. В текущем году введено в эксплуатацию 4 торговых киоска в г. Чебоксары. Уже в октябре текущего года товарооборот этих киосков составил 252,3 тыс. рублей.
На базе созданной сети предприятие развивает альтернативную издательскую подписку по самым доступным ценам. Газеты выдаются прямо в киосках или доставляются в офисы. Из 6 тыс. экземпляров альтернативной подписки более 5 тыс. оформлено через собственную систему распространения.
Подписка через УФПС России в 1 полугодии 2005 г. - 12 тыс. экз.
Розничная торговля приносит дополнительный доход предприятию от печатной продукции и сопутствующих товаров, позволяет эффективно использовать оборотные средства. Яркие киоски с фирменными логотипами – дополнительный рекламный инструмент, делающий газету популярной и узнаваемой.
Не только деловые люди, бизнесмены, но и простые читатели убедились, что реклама в «Советской Чувашии» - ведущем государственном издании республики приносит наибольший эффект. Эксперты отмечают, что «серьезные люди имеют дело с серьезной газетой».
Об авторитете «Советской Чувашии» говорят многочисленные награды различных конкурсов, выставок и т.д.
Газета признана победителем всероссийских конкурсов «Золотой гонг», «Экономическое возрождение России», «Лучшая идея газетного бизнеса» за лучшее освещение реформы местного самоуправления, актуальных тем образования, физкультуры и спорта, многих других конкурсов.
Она также удостоена Золотой медали «Национальное достояние» и медали «Честь и польза», учрежденных международным благотворительным фондом «Меценаты столетия».
«Советская Чувашия» - лауреат ежегодных международных выставок «Пресса», а также Лейпцигской книжной выставки-ярмарки.
На выставке “Пресса-2006” в Москве «Советская Чувашия» удостоилась двух дипломов победителя Всероссийских журналистских конкурсов.
В рейтинге качества печатных СМИ, составляемом экспертами Ассоциации менеджеров России, газета «Советская Чувашия» ежегодно значится на 1-3 местах среди изданий Приволжского федерального округа.
В редакции «Советской Чувашии» работают наиболее профессиональные журналистские кадры, среди которых много лауреатов премий союзов журналистов России и Чувашии, заслуженных работников культуры.
Благодаря тесному сотрудничеству с общероссийскими общественными организациями (Альянс руководителей региональных СМИ России, Союз издателей и распространителей печатной продукции России, Медиасоюз, Межрегиональная лига журналистов России, Союз журналистов России и другие) в 2004-2005 годах творческие работники газет свыше 50 раз побывали на семинарах, конференциях, деловых поездках за пределами Чувашии. Причем почти 40 таких поездок осуществлено за счет средств приглашающей стороны. Только в ноябре 2005 г. было пять таких поездок: 2 поездки — в Самару на семинар по гендерным проблемам, еще 2 - в Москву, 1 - в Белоруссию с деловой поездкой и встречей с Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.
При ГУП «Газета “Советская Чувашия» действует творческая студия факультета журналистики ЧГУ им. И.Н. Ульянова. В ней ежегодно занимаются не менее 10 студентов. Четверо из них после окончания университета работают в штате газет предприятия.
При газете «Молодежный курьер» несколько лет действует Школа молодого журналиста. Свыше десяти ее выпускников сейчас - студенты факультетов журналистики московских вузов.
ГУП «Издательский дом «Хыпар» - единственный национальный медиа-холдинг, под эгидой которого выходят на чувашском языке 6 газет и 1 сатирический журнал, русско-чувашская газета «Чувашский мир»; также на русском языке издается литературно-художественный и публицистический журнал «Лик». Таким образом, сформировался многоцелевой, многофункциональный Издательский дом, чьи издания удовлетворяют информационно-культурные запросы всех слоев чувашского населения.
Так, Издательский дом «Хыпар» в 1996 году возродил газету чувашской молодежи «Çамрăксен хаçачě» («Молодежная газета»); выпускаются газеты «Чăваш хĕрарăмě» («Чувашская женщина»), «Сывлăх» («Здоровье»), «КРИМ»; рекордный подписной тираж в республике - 36 тысяч экземпляров имеет «Кил-çурт, хушма хуçалăх» («Дом, приусадебное хозяйство»).
«Хыпар» - ежедневная газета со специальными приложениями «Семья», «Молодежь», «Спорт», «Природа», «Защита», «Правопорядок», «Литература и искусство», «Мужчина и женщина», «Что пишут газеты». Все эти издания до объявления на них всероссийской подписки выходили как вкладыши «Хыпара». Это тоже - ноу-хау в России.
Журнал «Капкан», который в 1925 году начала издавать газета «Канаш», по постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики в 2005 г. передан Издательскому дому. Обезличенный и потерявший свой достигнутый творческий уровень, превращенный в еженедельную газету с ТВР-программой, «Капкан» в настоящее время вернул авторитет и ходовой товарный вид, у журнала - около 50 постоянных авторов; воссоздан гонорарный фонд, гонорар выплачивается вовремя; в издании печатаются произведения известных российских юмористов-сатириков.
В 2006 году предполагается выпускать русскоязычный вкладыш в журнале.
Уникальность вышеперечисленных газет - в том, что по степени воздействия на чувашское население им нет равных.
Цель выпуска холдингом «Хыпар» ряда газет для разных категорий читателей – в сохранении читаемости чувашских газет, развитии культуры, языка, традиций родного народа.
Главным изданием Издательского дома является газета «Хыпар», которая является важнейшей составляющей «золотого фонда» культуры чувашского народа, наряду с чувашским алфавитом, созданным великим просветителем Иваном Яковлевым, поэмой «Нарспи» Константина Иванова, поэзией Михаила Сеспеля, словарем Николая Ашмарина.
«Хыпар» - одно из первых периодических национальных изданий в России. Основал газету выдающийся чувашский ученый-энциклопедист Николай Васильевич Никольский, определивший ее главную задачу – служение людям.
С момента выхода первых номеров газета высоко ценит дружбу чувашского и русского народа, ставит своей стратегической задачей крепить этот союз.
История газеты насыщена важными и интересными событиями. Она - настоящий патриарх чувашской прессы: 21 января 2006 года ей исполняется 100 лет.
С февраля 1918 года газета издавалась под названиями «Канаш», «Чаваш коммуне», «Коммунизм ялаве». Но 30 августа 1991 года она вновь обрела первоначальное название - «Хыпар».
Сегодня она по праву является самым авторитетным периодическим изданием Чувашской Республики. В течение ста лет «Хыпар» выполняет важнейшую культурно-просветительскую миссию, является пропагандистом подлинного гуманизма, интернационализма, духовного возрождения народа. На ее страницах всегда можно найти актуальные публикации по социально-экономическим проблемам, официальную хронику, анализ политической ситуации, оперативную ежедневную информацию, аналитические спецполосы по актуальным темам.
Тираж и подписка на газету «Хыпар» уже многие годы остаются стабильными, на сегодня подписка составляет 10 тыс. экз.
Доходы ГУП «Издательский дом «Хыпар» за 9 месяцев 2005 г. составили 7704 тыс. руб., в том числе от подписки на газету - 5077 тыс. руб., от реализации газет в рознице – 580 тыс. руб., от объявлений и рекламы – 2047 тыс. руб.
Среднемесячная заработная плата в 2005 году увеличилась на 22% и составила 7777 руб.
Праздник столетия главной чувашской газеты – не частный корпоративный праздник коллектива ее редакции, а значительное событие для всей дружной многонациональной семьи Чувашской Республики, Российской Федерации, в укрепление которой «Хыпар» внес и ежедневно вносит огромный вклад.
Создание ГУП «Издательский дом «Хыпар» позволило сконцентрировать на предприятии квалифицированных журналистов, в основном, выпускников факультета журналистики ЧГУ им. И.Н.Ульянова.
Единый состав редактората, секретариата, коммерческой службы, материально-технического обеспечения и совместные компьютерный центр, бухгалтерия, корректура, транспортное обеспечение позволяют экономить в год более 1,5 млн. руб.
Издания "Хыпара", пропагандируя друг друга, способствуют сохранению тиражей прикладных изданий. В настоящее время почти в каждой чувашской семье имеется какое-либо издание ИД "Хыпар".
Традиции изначального «Хыпара» удается поддерживать благодаря востребованности со стороны читателей и мастерству редакционного коллектива.
В Издательском доме «Хыпар» работают опытные журналисты. Среди них - заслуженные работники культуры Российской Федерации, заслуженные работники культуры Чувашской Республики, награжденные Почетными грамотами Минпечати РФ.
Активно ведется работа с общественными корреспондентами. Их насчитывается около 500 человек разных возрастов. Так, 22 апреля 2005 г. в Доме печати состоялся I съезд общественных корреспондентов газеты «Хыпар» и ее изданий. В его работе приняли участие более 100 общественных корреспондентов из районов республики и других городов России, где читают «Хыпар».
Наиболее активным общественным корреспондентам на съезде были вручены Почетные грамоты Минкультуры Чувашии, Почетные грамоты Союза журналистов Российской Федерации, благодарности Издательского дома «Хыпар» и Почетные грамоты Союза журналистов Чувашской Республики.
Главной целью съезда было укрепление дружбы читателей с газетой, обогащение содержания «Хыпар» новыми интересными, содержательными статьями, увеличение тиража издания.
В Издательском доме «Хыпар» понимают важность работы общественных корреспондентов, т.к. они помогают крепить связь поколений.
Еще одним достижением можно признать создание и работу сайта Издательского дома «Хыпар» на чувашском и русском языках. На сайте анонсируется каждый номер всех изданий предприятия.
В работе Издательского дома «Хыпар» есть и проблемы. Интересующиеся информацией люди сегодня имеют значительно больший выбор телевизионных и радиопрограмм. Все большую конкуренцию печатным СМИ составляют интернет-сайты. Если в 1995 году 20 млн. россиян выписывали по почте газеты и журналы, то через десять лет уровень подписки в стране снизился в десять раз. Уменьшился и уровень подписки на «Хыпар». Тем не менее по совокупному разовому тиражу своих изданий холдинг «Хыпар» сегодня не имеет себе равных в республике по влиянию на чувашского читателя.