Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ГАЗЕТНОЕ СЛОВО НА ПОЧТОВЫХ ВЕСАХ

Только-только жизнь, что называется, начала налаживаться, тиражи газет стабилизировались — и на тебе! Федеральное предприятие “Почта России” издателям газет и журналов подбросило такой “подарок”, что невольно чешешь затылок. С минувшего сентября, или с начала подписной кампании на 2006 год, начала действовать новая система тарифообразования на доставку прессы. Основным ее критерием стал вес газеты или журнала. Чем больше страниц — тем дороже доставка. И цена подписки резко подскочила.

Сразу хочу оговориться: автор этих строк отнюдь не намерен бросить тень на работу почтальонов Чувашии. Регулярно встречаясь с коллегами из других республик и областей страны, не раз убеждался, что у нас, в Чувашии, почтовая служба работает намного лучше, чем “у них”. Охват подпиской в расчете на душу населения в нашей республике очень даже приличный. И доставляют периодику пять раз в неделю. Чего не скажешь о подавляющем большинстве российских регионов, где подписчики получают ежедневные газеты лишь раз в 2-3 дня. Однако чувашская почта с нынешнего года лишилась самостоятельности и стала филиалом Федерального государственного унитарного предприятия “Почта России”. Потому и наши почтальоны теперь вынуждены следовать букве установленных в Москве правил. В том числе вести подписную кампанию по новым тарифам.

Сейчас “Советская Чувашия” выходит в неделю три раза в шестиполосном, один раз — в восьмиполосном и еще один раз — в десятиполосном (в пересчете на формат А2) вариантах. То есть по сравнению с 2004 годом объем газеты, количество страниц увеличились в полтора раза. Это позволило разнообразить тематику, содержательность “Советской Чувашии”. А также ненамного увеличить тираж, что можно считать редкостью для общественно-политических региональных газет России. Полугодовая подписная цена на газету была 252 руб. Из этой суммы лишь 88,2 руб. доставалось редакции. Остальную часть, или почти 164 руб., мы платили почте за доставку газеты. По другому говоря, сегодня за один экземпляр “Советской Чувашии” ее редакция от подписчика имеет 0,71 руб. А за доставку одного экземпляра газеты подписчик платит почте 1,31 руб.

Как новые тарифы “Почты России” отражаются на редакции и подписчиках газеты? Если “Советскую Чувашию” и в новом году издавать в нынешнем объеме (суммарно в неделю 36 страниц формата А2), то даже при сохранении редакционной доли в 88,2 руб. полугодовая подписка выросла бы в цене до 428 руб. 93 коп. То есть в следующем полугодии за доставку одного экземпляра почте пришлось бы платить не 1,21 руб., как сегодня, а 2,73 руб. — в два с лишним раза больше. Уважаемые читатели, скажите: многие ли из вас согласились бы на увеличение подписной цены с 252 до 428,9 руб.?

С учетом “новой политики” федерального центра руководство “Советской Чувашии” вынуждено было принять нежелательное для редакции и читателей решение — с января будущего года перейти на новый формат издания газеты. Она будет выходить четыре раза в неделю в четырехполосном, один раз — в восьмиполосном вариантах. Чтобы цена для подписчиков была приемлемой, мы решили снизить и каталожную, или редакционную, цену с 88,2 до 46,2 руб. Общая цена полугодовой подписки теперь составляет 220,2 руб. Значит, за доставку полугодового комплекта газеты почте достанутся 174 руб. Вот такая, понимаете, загогулина получается…

Чтобы хоть немного смягчить сложившуюся ситуацию, Государственное унитарное предприятие “Газета “Советская Чувашия” после объявления федеральной “Почтой России” новых тарифов на доставку прессы предприняло оперативные шаги для сохранения для читателей полюбившихся им вкладышей в газету. В октябре получили государственные регистрационные свидетельства — как отдельные издания — “Пенсионная среда”, “Сцена Чувашии”, “Советчица”. Как и другая наша газета “Спорт Чувашии” с будущего января они начнут выходить самостоятельно. К сожалению, в подписной Каталог российской прессы, который составляется в июле, они не успели попасть. Поэтому подписка на них принимается только в 33 фирменных киосках “Советской Чувашии” и более 120 киосках “Чувашпечати”. Кроме того, они будут продаваться в розницу во всех отделениях связи — договоренность на этот счет с почтовым руководством республики есть. Исключение — “Спорт Чувашии”. На него можно подписаться и на почте.

Кстати, в киосках “Советской Чувашии” и “Чувашпечати” можно оформить подписку по доступным ценам не только на новые газеты нашего предприятия, но и на все девять изданий ГУП “Газета “Советская Чувашия”. Предполагается, что в соответствии с решением правительства республики наше предприятие с нового года начнет издавать еще одну, десятую, газету — бюллетень “Государственные торги Чувашии”.

На встречах с читателями нередко приходится слышать сетования, мол, подписка на газеты слишком дорогая. Что тут скажешь? Да, заплатить сразу за полугодовой комплект, например, “Советской Чувашии”, 220 руб. многим непросто. Но реальность такова, что редакция отдает читателям газету за бесценок. Вот округленные расчеты. При тираже газеты 20 тыс. экземпляров от подписчиков “Советской Чувашии” редакция в месяц получает 294 тыс. рублей. Это, так сказать, доходы. Расклад месячных расходов же такой. Бумаги только для «Советской Чувашии», не считая других изданий предприятия, требуется примерно 16 тонн по цене 16,5 тыс. руб. за одну тонну. Значит, сумма ежемесячных затрат составляет свыше 260 тыс. руб. На печатание (полиграфические услуги) в месяц требуется еще 240 тыс. руб. А еще надо платить зарплату, налоги, отчисления в различные государственные фонды, рассчитываться за аренду помещений, обновлять компьютерную и другую технику… Только налогов и других отчислений в бюджет наш ГУП ежемесячно перечисляет свыше 600 тыс. руб. Между тем с начала нынешнего года тарифы на коммунальные услуги выросли на 61 процент, услуги по охране — на 34,2, арендная плата — на 21,3, транспортные расходы — на 17,1 проц.

Многие полагают, что “Советская Чувашия” чуть ли не гребет бюджетные дотации. Если бы! В этом году газете выделили 300 тыс. руб. с учетом затрат на публикацию в соответствии с законодательством бесплатных предвыборных материалов. (Что такое 300 тыс. руб. в объемах затрат газеты — см. выше). А в республиканский реестр газет на получение дотаций в 2006 году “Советская Чувашия” не включена вовсе. И тем не менее “Советская Чувашия” работает с прибылью. (Без бахвальства замечу: сегодня в России вряд ли найдется другая прибыльная региональная государственная общественно-политическая газета, не получающая дотаций). Основной же источник доходов “Советской Чувашии” — поступления от печатания рекламы. Потому прошу читателей с пониманием относиться к рекламным публикациям — если бы не они, подписная цена была бы в 5-6 раз выше. Редакция дорожит доверием читателей и рекламодателей, стремится делать газету более злободневной, содержательной, рассчитанной на думающих людей. Детальные цифры, расклад доходов и затрат в этой статье приведены не с расчетом на сочувствие, на получение бюджетных денег — халявные деньги нам не нужны, ибо они если не развращают, то, безусловно, расслабляют в работе. Считаем, что редакция должна как бы отчитаться перед читателями, которые вправе знать, на что и сколько тратятся их подписные деньги.

И последнее. Чтобы газеты и журналы были доступны как можно большему числу людей, надо повсеместно развивать альтернативные варианты распространения прессы. Без настоящей конкуренции ничего путного не выйдет. Опыт торговой сети “Советской Чувашии”, состоящей пока из 33-х киосков, убеждает в этом. Кстати, киоски эти ставятся нами за счет своих доходов.

Выскажу и другую “мечту прожектера”. Тарифы на доставку общественно-политических (качественных) газет необходимо снизить. Россию и так заполонили “желтизна”, “бульварщина”. Как признают и аналитики, и представители власти, набирает силу «дебилизация страны». Потому нужны кардинальные, взвешенные меры. Понимаю: предложение это не рыночное. Но если в Москве, у государства, есть политическая воля, законодатели и другие творцы норм и правил над этим непременно должны бы задуматься. Знаю: снижение тарифов чувашским почтальонам будет по душе.

А. СОЛОВЬЕВ, генеральный директор — главный редактор “Советской Чувашии”, член правления Российского союза издателей и распространителей печатной продукции.


"Советская Чувашия"
03 декабря 2005
00:00
Поделиться