Праздник в Чебоксарах
Если кто-то запамятовал, Чебоксары — это столица, главный город Чувашии. Крупных полиграфических предприятий там два: ГУП ИПК «Чувашия» и ОАО «Чебоксарская типография № 1». Однако газеты печатаются только в ИПК «Чувашия», и нет ничего удивительного в том, что эта типография первой приобрела установку СТР, позволяющую экономить время, а время — это деньги.
Когда на семинаре «ЯМ Интернешнл» в Чебоксарах стали задавать вопросы о стоимости пластин СТР и высчитывать, как увеличится эта статья расходов после внедрения новой технологии, менеджер по продажам Роман Кононов очень резонно заметил: «Технология СТР была разработана вовсе не для того, чтобы экономить, а для того, чтобы больше зарабатывать». Это ключевая фраза, которую всем надо запомнить и усвоить в первую очередь.
Экономить, конечно, надо, и это очень убедительно доказал Виктор Кочетков в докладе «Бережливое производство — философия качества, опыт Японии». Виктор очень доходчиво изложил японскую концепцию производственной экономии, которая отталкивается от системы, разработанной для концерна «Тойота» Таити Оно (1912 — 1990). Господин Оно пришел в «Тойоту» механиком, а закончил свою карьеру членом Совета директоров корпорации. Он утверждал, что повсеместно до 80% ресурсов теряются понапрасну, но потерь можно избежать, если выполнять семь условий: не допускать перепроизводства и лишней переработки, не держать больших запасов, свести до минимума транспортировку, ожидание и перемещения, а также сократить долю дефектной продукции. Именно через названные бреши и утекают денежки. В. Кочетков рассмотрел каждую из «черных дыр» и при помощи японского опыта подсказал, как их можно ликвидировать.
На словах все кажется предельно простым, и временами даже возникает вопрос: зачем обсуждать такие очевидные вещи? Но их нужно обсуждать до тех пор, пока мы не сведем любые нерациональные потери на производстве к нулю. А это, к сожалению, случится не скоро: слишком щедро тратится русский рубль направо и налево (благо, природными и человеческими ресурсами Бог Россию не обидел), чего не скажешь о скромной японской иене, на которую тем не менее оглядываются евро и доллар. Право, у японцев, живущих на цепочке подверженных регулярным землетрясениям и цунами островов, есть чему поучиться, и бережливости — прежде всего. Как убедительно показал докладчик, один рубль экономии отнюдь не равен одному рублю прибыли. Сначала это утверждение кажется абсурдом. Но сокращение потерь на условные 5% действительно ведет к росту прибыли на 50%. Каким образом? Об этом В. Кочетков обещал рассказать читателям нашего журнала в отдельной статье, поэтому я не буду рассматривать здесь по пунктам все пять «S», на которых держится японское производство: Seiri, Seiton, Seiso, Seiketsu и Shitsuke, – Виктор сделает это лучше.
Вернемся к утверждению Р. Кононова, которое так и хочется назвать изречением, — настолько оно верно выражает суть вопроса. Стоимость пластин пусть они и дороже обычных, — не та печка, от которой надо танцевать, Посчитайте-ка лучше сначала упущенную прибыль: она с лихвой перекроет все расходы на формы. Не надо покупать СТР, если вы не хотите работать в новом режиме и в новом стиле. Установка СТР — не банкомат, и сама по себе дензнаками не разродится, СТР — устройстве которое включается в общий производственный процесс и делает его горазд: эффективнее — только при одном условии: надо ловить мышей, то есть грамотно строить всю работу — начиная с поиска заказов и заканчивая отгрузкой тиража.
Именно так и работает ИПК «Чувашия». Газеты и журналы (городские, республиканские и центральные) общим числом около ста наименований – только часть продукции этой типографии, выпускающей также книги и бумажно-беловые товары. Но эта часть – самая важная и ответственная. Директор — Валериан Петрович Павлов - всю жизнь посвятил родному предприятию: закончив Московский полиграфический институт, вернулся в Чебоксары инженером-механиком, со временем стал главным инженером, и вот уже полтора десятка лет руководит всем производством. Такая биография дорогого стоит, Валериана Петровича знают и уважают и «свои», и «чужие». Все заметили, что среди гостей на презентации устройства СТР FujiFilm Luxel Vx-9600 присутствовал В. А. Обрядин — генеральный директор «Чебоксарской типографии №1». Вячеслав Аркадьевич не только сердечно поздравил «конкурента», но и остался для участия в организованном «ЯМ Интернешнл» семинаре. Доклад по допечатному оборудованию и конкретно по СТР сделал новый менеджер «ЯМа» Игорь Микаэлян, продемонстрировавший глубокое знание предмета и умение вести разговор с большой и разнородной аудиторией (на презентации в типографии присутствовали более полусотни человек, из которых более сорока стали участниками семинара). Естественно, Игорь перечислил очевидные и бесспорные преимущества, которые дает технология «из компьютера — на печатную форму»: гарантированную стабильность процесса, высочайшее качество и оперативность (на одной только приладке экономится до 30% времени, а всего время допечатной подготовки сокращается на две трети).
В качестве выразительного примера докладчик привел данные по Канаде и США, — там доля пользователей СТР составляет уже 20%, то есть каждое пятое предприятие внедрило прогрессивную технологию получения печатных форм, и при этом указанные 20% предприятий потребляют 50% всех формных материалов в регионе. Это говорит, во-первых, о том, что СТР используется самыми активно и эффективно работающими печатными предприятиями, а во-вторых, о том, что половина американского рынка пластин уже принадлежит пластинам СТР. Мы, конечно, уже давно оставили попытки «догнать и перегнать» Америку во всех областях производства, однако продолжаем уделять самое пристальное внимание всем наметившимся за океаном тенденциям, чтобы по крайней мере знать правильное направление движения. И тут нет ничего постыдного. Еще неизвестно, кто имеет преимущество, — тот, кто пробивает дорогу, или тот, кто идет по чужим следам, поставив себе на службу тяжкий опыт первопроходцев.
И. Микаэлян выдал еще одну ключевую фразу, которую следовало бы запомнить всем, кто размышляет о СТР: «Вам нужна та технология, которая нужна ВАМ». Никто не говорит о том, что СТР — предел желаний и тем более — панацея. Все понимают, что это, в сущности, промежуточная технология. Сегодня многие пользователи параллельно применяют традиционный пленочный процесс — совсем не потому, что боятся «рубить концы». Не прекращаются дебаты по поводу преимуществ лазерного и термального оборудования. Но спорить без опоры на конкретику бессмысленно. Лучшая технология — это та, которая оптимально подходит конкретному предприятию и позволяет ему добиваться лучших результатов. Тут почти как в любви: каждому нужна своя пара».
Очень хорошо выступил менеджер по печатному оборудованию Денис Подобед. Он не только представил все модели печатных машин Komori и остановился на их сильных сторонах, но и сообщил результаты собственного исследования, посвященного переменам в позиционировании главных мировых производителей печатного оборудования на рынке. Согласно данным Дениса, собранным из опубликованных в печатных и электронных СМИ сообщений, за 2004 год Komori показала максимальный рост продаж и самую высокую экономическую эффективность среди четырех ведущих компаний, по ряду позиций продвинувшись с четвертого на второе и даже первое место. Например, по прибыли японская корпорация уступила только Heidelberg, а по рентабельности вышла на первую строчку. Статьи Дениса, написанные по личным впечатлениям от посещения заводов корпорации Komori (все они расположены в Японии), были опубликованы в предыдущих номерах нашего журнала и получили самую высокую оценку у специалистов.
Семинар получился бы неполноценным без еще одного доклада, сделанного Ниной Друзьевой, которая рассказала о поставляемых «ЯМ Интернешнл» расходных материалах. Чувствовалось, что Нина не один год была преподавателем Университета печати, — так доходчиво, с привлечением выразительных примеров, говорила она об офсетных пластинах FujiFilm, красках Van Son, увлажняющих растворах и смывках FujiHunt, офсетных полотнах IMC и Kinyo (для газетного производства).
Так, Нина поведала о своей поездке на завод FujiFilm во время последней выставки drupa, где она поинтересовалась, почему показатели тиражестой-кости пластин FujiFilm занижены: в российских типографиях эта цифра всегда бывает выше в полтора раза и более. Оказалось, что производители пластин подвергают их самым суровым и даже можно сказать — жестоким испытаниям на прочность: формы ставят на старые машины, а бумагу, краски, увлажняющие растворы берут самого посредственного качества. Получается, что заявленная FujiFilm тиражестойкость — это гарантированный минимум, а максимум может быть почти в два раза больше.
Н. Друзьева в который раз предостерегла против использования в качестве смывки керосина, ацетона и тому подобных веществ: они действительно быстро и эффективно смывают загрязнения, но так же быстро портят валики: «Использовать эти средства — все равно что садиться в ванну с кипятком, чтобы согреться». Выход один — нужно приобретать качественные смывки -не менее эффективные, чем ацетон, но не разъедающие поверхности. Кстати, фолиевые краски Van Son особенно хороши именно тем, что, в отличие от других, при закреплении не разъедают поверхность. К тому же более высокая пигментация этих красок, обеспечивающая непревзойденную яркость, не влияет на скорость высыхания.
Директор фирмы «Белая река» из Уфы Олег Николаевич Лищенко долго выпытывал у Нины причины плохого закрепления фолиевых красок разного производства, применяющихся у него в типографии. На помощь пришел главный технолог полиграфической компании PrintStyle Юрий Николаевич Симолкин из Йошкар-Олы, и вместе они, кажется, ответили-таки на все вопросы дотошного уфимца, который печатает этикетки и добивается нужной вязкости красок опытным путем, что ведет к большому количеству брака. Главный технолог «ЯМ Интернешнл» Илья Михайлович Бейлинсон также присутствовал на семинаре и давал необходимые пояснения всем, кто к нему обращался. Практически на каждом предприятии время от времени возникают проблемы с расходными материалами, справиться с которыми без консультации таких высококвалифицированных специалистов, как сотрудники «ЯМ», нелегко.
Правда, были и такие участники семинара, которые не задавали вопросов, а, наоборот, делились собственным опытом. Скажем, представители издательско-полиграфической фирмы «Стезя» из Республики Марий Эл Сергей Михайлович Афанасьев и Сергей Анатольевич Самарин. Установив у себя СТР, они добились значительного роста производства по всем показателям.
Возвращаясь к презентации в ИПК «Чувашия», нужно сказать, что это мероприятие было приурочено к празднованию Дня Чувашской Республики. Честно говоря, многим московским гостям только теперь стало известно, что приходится этот праздник на 24 июня. Тем не менее билеты на поезд «Москва — Чебоксары» оказались раскуплены подчистую за три дня до названной даты. Чебоксары пели и плясали. По всему городу на открытых площадках шли концерты, набережная Волги была заполнена публикой, — а набережная здесь длины неимоверной, потому что в самый центр города вдается искусственного происхождения залив. Посередине этой своеобразной гавани бьют мощные фонтаны, вокруг которых летом катаются на лодках спасающиеся от жары горожане, — совсем как курортники. Люди здесь приветливые и щедрые. И памятник Матери, поставленный на берегу этого залива, не зря простирает руки особенным, округлым жестом, как бы принимая каждого в свои объятия. Это символ Чувашии, символ Родины.
Чебоксары оказались не слишком большим, но очень красивым и зеленым городом, заложенным на крутом волжском берегу не то пять, не то семь веков тому назад. Говорят, что Чебоксары стоят на семи холмах, как и Москва. По карте видно, как вклиниваются в городскую черту садовые участки, повторяя сложный рельеф местности. Особенность Чебоксар — большое количество церквей и монастырей, многим из которых не менее трех столетий. В центральной части столицы Чувашии куда ни посмотри — увидишь маковку православного храма, а то и не одну.
По дороге из типографии в санаторий «Волжанка», где проходил семинар, заместитель директора Владимир Ильич Андреев развлекал гостей рассказами обо всем, что удавалось рассмотреть из окна автобуса.
Ему удалось расшевелить и развеселить всех, кто приехал в Чебоксары впервые.
И совсем другого склада главный инженер типографии Андрей Юрьевич Щурбин — уравновешенный и преувеличенно серьезный — вероятно, в силу всего не слишком «солидного» возраста: это молодой и многообещающий специалист. Очень хорошее впечатление произвели на гостей главный технолог предприятия Дания Завдетовна Фахртдинова и начальник производственно-технологического отдела Галина Борисовна Владимирова, которые с готовностью отвечали на любые касавшиеся типографии вопросы. Да и другие сотрудники (в день праздника типография не работала, и потому людей было немного) показались скромными и добросердечными. Похоже, коллектив ИПК «Чувашия» работает дружно и верит в будущее своего предприятия.
Сергей Григорьевич Васильев - главный специалист Отдела полиграфических предприятий Федерального агентства по печати — в чебоксарской типографии бывал и раньше. По его словам, за последние десять лет предприятие выросло — не по своим размерам, а по уровню — по оснащенности и пониманию своих задач. На презентации в качестве почетного гостя присутствовал заместитель министра культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР Олег Федорович Петров и другие высокие гости из властных структур, учреждений и организаций Чувашии.
Акт сдачи и приема оборудования в эксплуатацию был подписан прямо на кожухе устройства СТР: типография приобрела у «ЯМ Интернешнл» также проявочный процессор и современное программное обеспечение для СТР — модульный программный комплекс Celebrant, поддерживающий стандарт JDF. Отныне «Чувашия» может получать цифровые данные по заказу через сеть и тут же запускать их в производство, — так же, как это делается в самых "продвинутых" газетно-журнальных типографиях России. А заказчики у этого предприятия есть далеко за пределами Чебоксар. Так что выгода такой технологии очевидна.
Судя по всему, специалисты ИПК «Чувашия» уже уверенно овладели новой техникой. После многочисленных благодарственных и напутствующих речей, похожих одна на другую (если не считать выступления профессора Чувашского университета Юрия Николаевича Смирнова, читавшего стихи), в присутствии гостей был успешно и очень быстро изготовлен комплект форм для одной из газет. Далее посыпались вопросы от приехавших на презентацию полиграфистов и представителей прессы (учитывая газетную специализацию предприятия, можно не удивляться тому, какой живой интерес проявили к нововведению все городские и республиканские газеты).
Я намеренно не уделяю большого внимания системе СТР Luxel, о которой наш журнал писал неоднократно как об одной из самых удачных разработок FujiFilm, но хочу подчеркнуть, что дальновидные чебоксарцы выбрали самую «навороченную» конфигурацию устройства с целым рядом автоматических функций. Luxel Vx-9600 изготавливает 32 формы размером 1162 х
Естественно, В.П. Павлов провел гостей также в печатные цеха, где нам продемонстрировали полноцветную печать газеты на рулонной машине Pressline производства Индии, а также японскую листовую машину Shinohara 52 IV (в этот день по случаю праздника не работавшую). Предприятие располагает также несколькими печатными машинами, выпущенными в Рыбинске и исправно несущими службу не первый год. В цехах «Чувашии» печатаются не только цветные и черно-белые газеты, но также книги и брошюры, ежедневники, записные книжки, календари, тетради, книжки-раскраски, буклеты, плакаты и листовки. Приемлемые цены на услуги привлекают сюда заказчиков даже из Москвы и Санкт-Петербурга.
На другой день, который оказался безоблачно-солнечным, мы прогулялись по городу и совершили вылазку на природу, — а природа здесь замечательная, Волга разлилась в ширину на километры, и кажется, что и впрямь — редкая птица долетит до ее середины (Днепр рядом с разметнувшейся вблизи Чебоксар Волгой — мелкота, не в обиду будь сказано братьям-малороссам).
Вот — коротко — впечатления от поездки в Чебоксары. Если же воспроизвести хотя бы часть из речей, записанных на диктофон, этот репортаж разрастется до неприличных размеров. А посему закругляюсь и благодарю случай, ИПК «Чувашия» и фирму «ЯМ Интернешнл» за неожиданный подарок, каким стала для меня эта памятная поездка, наполненная исключительно положительными эмоциями.