Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Праздник в Чебоксарах

Если кто-то запамятовал, Чебоксары это столица, главный город Чувашии. Крупных полиграфических предприятий там два: ГУП ИПК «Чувашия» и ОАО «Че­боксарская типография 1». Однако газеты печатают­ся только в ИПК «Чувашия», и нет ничего удивительного в том, что эта типография первой приобрела установку СТР, позволяющую экономить время, а время это деньги.

Когда на семинаре «ЯМ Интер­нешнл» в Чебоксарах стали за­давать вопросы о стоимости пластин СТР и высчитывать, как увеличится эта статья расхо­дов после внедрения новой технологии, менеджер по продажам Роман Коно­нов очень резонно заметил: «Технология СТР была разработана вовсе не для то­го, чтобы экономить, а для того, чтобы больше зарабатывать». Это ключевая фраза, которую всем надо запомнить и усвоить в первую очередь.

Экономить, конечно, надо, и это очень убедительно доказал Виктор Ко­четков в докладе «Бережливое произ­водство философия качества, опыт Японии». Виктор очень доходчиво изло­жил японскую концепцию производст­венной экономии, которая отталкивает­ся от системы, разработанной для кон­церна «Тойота» Таити Оно (1912 1990). Господин Оно пришел в «Тойоту» меха­ником, а закончил свою карьеру чле­ном Совета директоров корпорации. Он утверждал, что повсеместно до 80% ресурсов теряются понапрасну, но по­терь можно избежать, если выполнять семь условий: не допускать перепроиз­водства и лишней переработки, не дер­жать больших запасов, свести до мини­мума транспортировку, ожидание и пе­ремещения, а также сократить долю дефектной продукции. Именно через названные бреши и утекают денежки. В. Кочетков рассмотрел каждую из «чер­ных дыр» и при помощи японского опы­та подсказал, как их можно ликвидиро­вать.

На словах все кажется предельно простым, и временами даже возникает вопрос: зачем обсуждать такие очевид­ные вещи? Но их нужно обсуждать до тех пор, пока мы не сведем любые не­рациональные потери на производстве к нулю. А это, к сожалению, случится не скоро: слишком щедро тратится русский рубль направо и налево (благо, природными и человеческими ресур­сами Бог Россию не обидел), чего не скажешь о скромной японской иене, на которую тем не менее оглядываются ев­ро и доллар. Право, у японцев, живущих на цепочке подверженных регулярным землетрясениям и цунами островов, есть чему поучиться, и бережливости — прежде всего. Как убедительно пока­зал докладчик, один рубль экономии от­нюдь не равен одному рублю прибыли. Сначала это утверждение кажется аб­сурдом. Но сокращение потерь на ус­ловные 5% действительно ведет к росту прибыли на 50%. Каким образом? Об этом В. Кочетков обещал рассказать читателям нашего журнала в отдельной статье, поэтому я не буду рассматри­вать здесь по пунктам все пять «S», на ко­торых держится японское производст­во: Seiri, Seiton, Seiso, Seiketsu и Shitsuke, – Виктор сделает это лучше.

Вернемся к утверждению Р. Кононо­ва, которое так и хочется назвать изре­чением, настолько оно верно выра­жает суть вопроса. Стоимость пластин пусть они и дороже обычных, не та печка, от которой надо танцевать, Посчитайте-ка лучше сначала упущенную прибыль: она с лихвой перекроет все расходы на формы. Не надо покупать СТР, если вы не хотите работать в новом режиме и в новом стиле. Установка СТР — не банкомат, и сама по себе дензна­ками не разродится, СТР устройстве которое включается в общий производ­ственный процесс и делает его горазд: эффективнее только при одном условии: надо ловить мышей, то есть грамотно строить всю работу начиная с поиска заказов и заканчивая отгрузкой ти­ража.

Именно так и работает ИПК «Чувашия». Газеты и журналы (городские, ре­спубликанские и центральные) общим числом около ста наименований – только часть продукции этой типографии, выпускающей также книги и бумажно-беловые товары. Но эта часть – самая важная и ответственная. Директор — Валериан Петрович Павлов - всю жизнь посвятил родному предприя­тию: закончив Московский полиграфи­ческий институт, вернулся в Чебоксары инженером-механиком, со временем стал главным инженером, и вот уже пол­тора десятка лет руководит всем произ­водством. Такая биография дорогого стоит, Валериана Петровича знают и уважают и «свои», и «чужие». Все заме­тили, что среди гостей на презентации устройства СТР FujiFilm Luxel Vx-9600 присутствовал В. А. Обрядин гене­ральный директор «Чебоксарской типо­графии 1». Вячеслав Аркадьевич не только сердечно поздравил «конкурен­та», но и остался для участия в органи­зованном «ЯМ Интернешнл» семинаре. Доклад по допечатному оборудова­нию и конкретно по СТР сделал новый менеджер «ЯМа» Игорь Микаэлян, про­демонстрировавший глубокое знание предмета и умение вести разговор с большой и разнородной аудиторией (на презентации в типографии присутствова­ли более полусотни человек, из которых более сорока стали участниками семи­нара). Естественно, Игорь перечислил очевидные и бесспорные преимущест­ва, которые дает технология «из компью­тера на печатную форму»: гарантиро­ванную стабильность процесса, высо­чайшее качество и оперативность (на одной только приладке экономится до 30% времени, а всего время допечатной подготовки сокращается на две трети).

В качестве выразительного примера докладчик привел данные по Канаде и США, там доля пользователей СТР составляет уже 20%, то есть каждое пя­тое предприятие внедрило прогрессив­ную технологию получения печатных форм, и при этом указанные 20% пред­приятий потребляют 50% всех формных материалов в регионе. Это говорит, во-первых, о том, что СТР используется са­мыми активно и эффективно работаю­щими печатными предприятиями, а во-вторых, о том, что половина американ­ского рынка пластин уже принадлежит пластинам СТР. Мы, конечно, уже давно оставили попытки «догнать и перегнать» Америку во всех областях производст­ва, однако продолжаем уделять самое пристальное внимание всем наметив­шимся за океаном тенденциям, чтобы по крайней мере знать правильное на­правление движения. И тут нет ничего постыдного. Еще неизвестно, кто имеет преимущество, тот, кто пробивает до­рогу, или тот, кто идет по чужим следам, поставив себе на службу тяжкий опыт первопроходцев.

И. Микаэлян выдал еще одну ключе­вую фразу, которую следовало бы за­помнить всем, кто размышляет о СТР: «Вам нужна та технология, которая нуж­на ВАМ». Никто не говорит о том, что СТР — предел желаний и тем более пана­цея. Все понимают, что это, в сущности, промежуточная технология. Сегодня многие пользователи параллельно при­меняют традиционный пленочный про­цесс совсем не потому, что боятся «рубить концы». Не прекращаются де­баты по поводу преимуществ лазерного и термального оборудования. Но спорить без опоры на конкретику бессмысленно. Лучшая технология это та, которая оптимально подходит конкретному предприятию и позволяет ему добиваться лучших результатов. Тут почти как в любви: каждому нужна своя пара».

Очень хорошо выступил менеджер по печатному оборудованию Денис Подобед. Он не только представил все модели печатных машин Komori и остановился на их сильных сторонах, но и сообщил результаты собственного исследования, посвященного переменам в позиционировании главных мировых производителей печатного оборудования на рынке. Согласно данным Дени­са, собранным из опубликованных в пе­чатных и электронных СМИ сообщений, за 2004 год Komori показала макси­мальный рост продаж и самую высо­кую экономическую эффективность среди четырех ведущих компаний, по ряду позиций продвинувшись с четвер­того на второе и даже первое место. Например, по прибыли японская корпо­рация уступила только Heidelberg, а по рентабельности вышла на первую строчку. Статьи Дениса, написанные по личным впечатлениям от посещения за­водов корпорации Komori (все они рас­положены в Японии), были опубликова­ны в предыдущих номерах нашего жур­нала и получили самую высокую оцен­ку у специалистов.

Семинар получился бы неполно­ценным без еще одного доклада, сде­ланного Ниной Друзьевой, которая рассказала о поставляемых «ЯМ Ин­тернешнл» расходных материалах. Чувствовалось, что Нина не один год была преподавателем Университета печати, так доходчиво, с привлече­нием выразительных примеров, говорила она об офсетных пластинах FujiFilm, красках Van Son, увлажняю­щих растворах и смывках FujiHunt, оф­сетных полотнах IMC и Kinyo (для газет­ного производства).

Так, Нина поведала о своей поезд­ке на завод FujiFilm во время последней выставки drupa, где она поинтересова­лась, почему показатели тиражестой-кости пластин FujiFilm занижены: в рос­сийских типографиях эта цифра всегда бывает выше в полтора раза и более. Оказалось, что производители пластин подвергают их самым суровым и даже можно сказать жестоким испытаниям на прочность: формы ставят на старые машины, а бумагу, краски, увлажняю­щие растворы берут самого посредст­венного качества. Получается, что заяв­ленная FujiFilm тиражестойкость это гарантированный минимум, а максимум может быть почти в два раза больше.

Н. Друзьева в который раз предо­стерегла против использования в каче­стве смывки керосина, ацетона и тому подобных веществ: они действительно быстро и эффективно смывают загряз­нения, но так же быстро портят валики: «Использовать эти средства все рав­но что садиться в ванну с кипятком, что­бы согреться». Выход один нужно приобретать качественные смывки -не менее эффективные, чем ацетон, но не разъедающие поверхности. Кстати, фолиевые краски Van Son особенно хо­роши именно тем, что, в отличие от дру­гих, при закреплении не разъедают по­верхность. К тому же более высокая пигментация этих красок, обеспечива­ющая непревзойденную яркость, не влияет на скорость высыхания.

Директор фирмы «Белая река» из Уфы Олег Николаевич Лищенко долго выпытывал у Нины причины плохого за­крепления фолиевых красок разного производства, применяющихся у него в типографии. На помощь пришел глав­ный технолог полиграфической компа­нии PrintStyle Юрий Николаевич Симолкин из Йошкар-Олы, и вместе они, ка­жется, ответили-таки на все вопросы дотошного уфимца, который печатает этикетки и добивается нужной вязкости красок опытным путем, что ведет к большому количеству брака. Главный технолог «ЯМ Интернешнл» Илья Ми­хайлович Бейлинсон также присутство­вал на семинаре и давал необходи­мые пояснения всем, кто к нему обра­щался. Практически на каждом пред­приятии время от времени возникают проблемы с расходными материала­ми, справиться с которыми без кон­сультации таких высококвалифициро­ванных специалистов, как сотрудники «ЯМ», нелегко.

Правда, были и такие участники семинара, которые не задавали во­просов, а, наоборот, делились собст­венным опытом. Скажем, представи­тели издательско-полиграфической фирмы «Стезя» из Республики Марий Эл Сергей Михайлович Афанасьев и Сергей Анатольевич Самарин. Уста­новив у себя СТР, они добились значи­тельного роста производства по всем показателям.

Возвращаясь к презентации в ИПК «Чувашия», нужно сказать, что это мероприятие было приурочено к празднова­нию Дня Чувашской Республики. Честно  говоря, многим московским гостям толь­ко теперь стало известно, что приходит­ся этот праздник на 24 июня. Тем не ме­нее билеты на поезд «Москва Чебок­сары» оказались раскуплены подчис­тую за три дня до названной даты. Че­боксары пели и плясали. По всему го­роду на открытых площадках шли кон­церты, набережная Волги была запол­нена публикой, а набережная здесь длины неимоверной, потому что в са­мый центр города вдается искусствен­ного происхождения залив. Посереди­не этой своеобразной гавани бьют мощные фонтаны, вокруг которых летом катаются на лодках спасающиеся от жары горожане, совсем как курорт­ники. Люди здесь приветливые и щед­рые. И памятник Матери, поставленный на берегу этого залива, не зря прости­рает руки особенным, округлым жес­том, как бы принимая каждого в свои объятия. Это символ Чувашии, символ Родины.

Чебоксары оказались не слишком большим, но очень красивым и зеле­ным городом, заложенным на крутом волжском берегу не то пять, не то семь веков тому назад. Говорят, что Чебокса­ры стоят на семи холмах, как и Моск­ва. По карте видно, как вклиниваются в городскую черту садовые участки, по­вторяя сложный рельеф местности. Особенность Чебоксар большое количество церквей и монастырей, многим из которых не менее трех сто­летий. В центральной части столицы Чувашии куда ни посмотри увидишь маковку православного храма, а то и не одну.

По дороге из типографии в сана­торий «Волжанка», где проходил се­минар, заместитель директора Вла­димир Ильич Андреев развлекал гос­тей рассказами обо всем, что удава­лось рассмотреть из окна автобуса.

Ему удалось расшевелить и развесе­лить всех, кто приехал в Чебоксары впервые.

И совсем другого склада главный инженер типографии Андрей Юрьевич Щурбин уравновешенный и преуве­личенно серьезный вероятно, в силу всего не слишком «солидного» возрас­та: это молодой и многообещающий специалист. Очень хорошее впечатле­ние произвели на гостей главный техно­лог предприятия Дания Завдетовна Фахртдинова и начальник производст­венно-технологического отдела Галина Борисовна Владимирова, которые с го­товностью отвечали на любые касавши­еся типографии вопросы. Да и другие сотрудники (в день праздника типогра­фия не работала, и потому людей было немного) показались скромными и доб­росердечными. Похоже, коллектив ИПК «Чувашия» работает дружно и верит в будущее своего предприятия.

Сергей Григорьевич Васильев - главный специалист Отдела полигра­фических предприятий Федерального агентства по печати в чебоксарской типографии бывал и раньше. По его словам, за последние десять лет пред­приятие выросло не по своим раз­мерам, а по уровню по оснащенно­сти и пониманию своих задач. На пре­зентации в качестве почетного гостя присутствовал заместитель министра культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивно­го дела ЧР Олег Федорович Петров и другие высокие гости из властных структур, учреждений и организаций Чувашии.

Акт сдачи и приема оборудования в эксплуатацию был подписан прямо на кожухе устройства СТР: типография при­обрела у «ЯМ Интернешнл» также про­явочный процессор и современное про­граммное обеспечение для СТР мо­дульный программный комплекс Cele­brant, поддерживающий стандарт JDF. Отныне «Чувашия» может получать цифро­вые данные по заказу через сеть и тут же запускать их в производство, так же, как это делается в самых "продвинутых" газетно-журнальных типографиях России. А заказчики у этого предприятия есть да­леко за пределами Чебоксар. Так что вы­года такой технологии очевидна.

Судя по всему, специалисты ИПК «Чувашия» уже уверенно овладели но­вой техникой. После многочисленных благодарственных и напутствующих ре­чей, похожих одна на другую (если не считать выступления профессора Чу­вашского университета Юрия Николае­вича Смирнова, читавшего стихи), в при­сутствии гостей был успешно и очень быстро изготовлен комплект форм для одной из газет. Далее посыпались во­просы от приехавших на презентацию полиграфистов и представителей прес­сы (учитывая газетную специализацию предприятия, можно не удивляться тому, какой живой интерес проявили к ново­введению все городские и республи­канские газеты).

Я намеренно не уделяю большого внимания системе СТР Luxel, о которой наш журнал писал неоднократно как об одной из самых удачных разработок FujiFilm, но хочу подчеркнуть, что дально­видные чебоксарцы выбрали самую «навороченную» конфигурацию устрой­ства с целым рядом автоматических функций. Luxel Vx-9600 изготавливает 32 формы размером 1162 х 960 мм в час с разрешением 2400 dpi. В отличие от предыдущей модели этого класса она может подавать пластины как узкой, так и широкой стороной.

Естественно, В.П. Павлов провел гостей также в печатные цеха, где нам продемонстрировали полноцветную пе­чать газеты на рулонной машине Pressline производства Индии, а также японскую листовую машину Shinohara 52 IV (в этот день по случаю праздника не работавшую). Предприятие распо­лагает также несколькими печатными машинами, выпущенными в Рыбинске и исправно несущими службу не первый год. В цехах «Чувашии» печатаются не только цветные и черно-белые газеты, но также книги и брошюры, ежедневни­ки, записные книжки, календари, тетра­ди, книжки-раскраски, буклеты, плака­ты и листовки. Приемлемые цены на ус­луги привлекают сюда заказчиков даже из Москвы и Санкт-Петербурга.

На другой день, который оказался безоблачно-солнечным, мы прогуля­лись по городу и совершили вылазку на природу, а природа здесь заме­чательная, Волга разлилась в ширину на километры, и кажется, что и впрямь — редкая птица долетит до ее середи­ны (Днепр рядом с разметнувшейся вблизи Чебоксар Волгой мелкота, не в обиду будь сказано братьям-мало­россам).

Вот коротко впечатления от по­ездки в Чебоксары. Если же воспроиз­вести хотя бы часть из речей, записан­ных на диктофон, этот репортаж разра­стется до неприличных размеров. А по­сему закругляюсь и благодарю случай, ИПК «Чувашия» и фирму «ЯМ Интер­нешнл» за неожиданный подарок, ка­ким стала для меня эта памятная поезд­ка, наполненная исключительно поло­жительными эмоциями.



08 ноября 2005
00:00
Поделиться