Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Светлана Гордеева: "Айги первый бросил камень в воду"

Светлана Гордеева: "Айги первый бросил камень в воду"

Гордеева Светлана Денисовна, поэт, художник, журналист

-Что вы думаете по поводу проблемы «отцов и детей» в  чувашской литературе?

 

-Чувашская литература – очень молодая и  ранимая.

Прежде я всегда с ужасом думала: поколение отцов - литераторов советского времени – стареет. Что же дальше?

Последующего поколения почему-то очень долго не возникало. Я думала: такие  яркие личности в  поколении отцов, громкие имена: Айги,  Эйзин…Но где следующие?

На основе столпов  ничего, никаких новых ростков не было заметно.

Не знаю, как это  все   происходит, но  должна же быть преемственность!

Фестиваль «Скандинавия – Волга» на котором проявились молодые поэты Чебоксар, показал, что  «яркое пятно» молодежи и «яркое пятно» наших классиков – очень сильно отличаются и по цвету, и по объему, и по энергетике.

Почему так произошло?

Поколение отцов – в основном, сельские поэты. Поэзия пахаря, условно, она для них была определяющей.

Чебоксарских  молодых поэтов, которые  живут в условиях города и увлечены урбанизированной поэзией, я  сравнила бы с городскими цветами, которые растут на клумбах. Их специально возделывают, но все же они  - дикорастущие.

Есть ли у них корни, есть ли связь с поэзией поколения  отцов, с прошлой поэзией?

Наверное, между отцами и детьми,  многими из них,  не могло бы возникнуть  прямой дружбы,  наставничества,  обучения, его, конечно, и не было.

Но  Геннадий Айги, который как – то резко, по-новому, проявился в Чебоксарах лет десять – пятнадцать назад литературными вечерами, акциями, выставками, вбросил «камень в болото» и его акции дали такой резонанс. Оттуда все пошло. Айги, как Герцен - российских демократов, разбудил чувашскую поэзию.

Она, бесспорно, существовала где-то на кухне, в столе, но проявиться ей позволило такое явление, как Айги.

 

-Как бы вы оценили активность молодого поколения поэтов?

 

-Недавно, около месяца назад, в Чебоксарах,  в Литературном музее  имени Константина Иванова, прошла презентация  нового литературного общества «О.С.А.»: в него вошли Дмитрий Воробьев, Игорь Мартынов, Игорь Васильев и другие молодые ребята. Они заявили о себе как о  «новой литературной группировке».

Аббревиатуру «О.С.А» можно расшифровывать по-разному. Основной вариант -  «Общество Современных Авторов».

Есть и шутливые расшифровки.

Молодые поэты заявили о том, что не признают  никаких условностей. По их мнению, узаконенных форм в литературе нет и быть не может,  классические литературные формы не могут иметь влияния на молодых и не запретят им писать так, как они хотят, и то, о чем хотят.

То есть, никаких запретных слов: так как запретов нет ни в природе, ни в языке, ни в общении, то их не должно быть и в литературе.

Все сказанное поэты немедленно доказали делом, спев под гитару и прочитав свои творения из новых, самими же изданных, книжек. Были представлены    сборник стихов Игоря Васильева «Жизнь в берлоге», Дмитрия Воробьева «8 стихотворений».

Вниманию очевидцев рождения новой группировки был предложен программный документ – ни много, ни мало Манифест. В нем поэты заявили о том, что «время – это мы», «для нас нет запретных слов и нет запретных тем в поисках смысла современности», что  выступают за «живой естественный язык, за свежесть форм».

В том же тексте отвергается «нивелировка личности, насилие стандартов и усредненных ценностей», выражается протест «лжелитературе, обессмысливающей все и вся».

Конечно, было бы правильным привести здесь весь текст Манифеста, ведь «из песни слов не выкинешь»,  каждое слово в нем имеет вес и смысл.

Но если  говорить о  сути Манифеста, то она - в праве каждого  на творчество и самовыражение.

Каждый присутствовавший мог высказаться по поводу текста Манифеста. Кому-то текст показался слишком заумным и непонятным, а кто-то с восторгом подписался под всем вышесказанным. Актер и режиссер Иосиф Дмитриев (Трер), как  старший из присутствующих, не скрывал  радости за молодую поросль литераторов.

Действительно, прежде в литературной среде наблюдалось затишье, вызывающее опасение за будущее литературы в республике.

Новое поколение выросло само по себе, не спрашивая ни у кого разрешения, ни на кого не равняясь. Правда, в своих выступлениях молодые авторы не раз упоминали Геннадия Айги.

Они, как городские цветы, выросли и расцвели, создали свою эстетику, заставили всех обратить на себя внимание, прислушаться к себе.

Презентация новой группировки прошла весело, в непринужденной обстановке.

Такие вещи должны происходить, я думаю, хотя  бы для того, чтобы не застаивалась литературная атмосфера и, как от камушков, брошенных  в воду, расходились круги, волны,  был резонанс, чтобы  литературная среда не заболотилась.

Издание книг, появление нового литературного общества, фестиваль «Скандинавия – Волга» - такие вещи стимулируют авторов.

Они могут быть уверены, что пишут не в стол, а делают необходимое, полезное, влияют на мнение общества.

Потому  все  очень важно.

Искусственно такие вещи делать невозможно. Нельзя собрать авторов в кучу и сказать: «Давайте, проведем с вами литературный вечер». Не получится. Необходимо, чтобы созрела потребность,  появилась  духовная общность. У молодых должно возникнуть желание что-то делать, творить, заявлять о себе.

Такие вещи у нас в Чувашии происходят, и они очень важны.

ВСЕ ИНТЕРВЬЮ



27 сентября 2005
00:00
Поделиться