Светлана Гордеева: "Айги первый бросил камень в воду"
![Светлана Гордеева: "Айги первый бросил камень в воду"](https://fs01.cap.ru/gov-home/12//foto/s9.jpg?i=30)
Гордеева Светлана Денисовна, поэт, художник, журналист
-Что вы думаете по поводу проблемы «отцов и детей» в чувашской литературе?
-Чувашская литература – очень молодая и ранимая.
Прежде я всегда с ужасом думала: поколение отцов - литераторов советского времени – стареет. Что же дальше?
Последующего поколения почему-то очень долго не возникало. Я думала: такие яркие личности в поколении отцов, громкие имена: Айги, Эйзин…Но где следующие?
На основе столпов ничего, никаких новых ростков не было заметно.
Не знаю, как это все происходит, но должна же быть преемственность!
Фестиваль «Скандинавия – Волга» на котором проявились молодые поэты Чебоксар, показал, что «яркое пятно» молодежи и «яркое пятно» наших классиков – очень сильно отличаются и по цвету, и по объему, и по энергетике.
Почему так произошло?
Поколение отцов – в основном, сельские поэты. Поэзия пахаря, условно, она для них была определяющей.
Чебоксарских молодых поэтов, которые живут в условиях города и увлечены урбанизированной поэзией, я сравнила бы с городскими цветами, которые растут на клумбах. Их специально возделывают, но все же они - дикорастущие.
Есть ли у них корни, есть ли связь с поэзией поколения отцов, с прошлой поэзией?
Наверное, между отцами и детьми, многими из них, не могло бы возникнуть прямой дружбы, наставничества, обучения, его, конечно, и не было.
Но Геннадий Айги, который как – то резко, по-новому, проявился в Чебоксарах лет десять – пятнадцать назад литературными вечерами, акциями, выставками, вбросил «камень в болото» и его акции дали такой резонанс. Оттуда все пошло. Айги, как Герцен - российских демократов, разбудил чувашскую поэзию.
Она, бесспорно, существовала где-то на кухне, в столе, но проявиться ей позволило такое явление, как Айги.
-Как бы вы оценили активность молодого поколения поэтов?
-Недавно, около месяца назад, в Чебоксарах, в Литературном музее имени Константина Иванова, прошла презентация нового литературного общества «О.С.А.»: в него вошли Дмитрий Воробьев, Игорь Мартынов, Игорь Васильев и другие молодые ребята. Они заявили о себе как о «новой литературной группировке».
Аббревиатуру «О.С.А» можно расшифровывать по-разному. Основной вариант - «Общество Современных Авторов».
Есть и шутливые расшифровки.
Молодые поэты заявили о том, что не признают никаких условностей. По их мнению, узаконенных форм в литературе нет и быть не может, классические литературные формы не могут иметь влияния на молодых и не запретят им писать так, как они хотят, и то, о чем хотят.
То есть, никаких запретных слов: так как запретов нет ни в природе, ни в языке, ни в общении, то их не должно быть и в литературе.
Все сказанное поэты немедленно доказали делом, спев под гитару и прочитав свои творения из новых, самими же изданных, книжек. Были представлены сборник стихов Игоря Васильева «Жизнь в берлоге», Дмитрия Воробьева «8 стихотворений».
Вниманию очевидцев рождения новой группировки был предложен программный документ – ни много, ни мало Манифест. В нем поэты заявили о том, что «время – это мы», «для нас нет запретных слов и нет запретных тем в поисках смысла современности», что выступают за «живой естественный язык, за свежесть форм».
В том же тексте отвергается «нивелировка личности, насилие стандартов и усредненных ценностей», выражается протест «лжелитературе, обессмысливающей все и вся».
Конечно, было бы правильным привести здесь весь текст Манифеста, ведь «из песни слов не выкинешь», каждое слово в нем имеет вес и смысл.
Но если говорить о сути Манифеста, то она - в праве каждого на творчество и самовыражение.
Каждый присутствовавший мог высказаться по поводу текста Манифеста. Кому-то текст показался слишком заумным и непонятным, а кто-то с восторгом подписался под всем вышесказанным. Актер и режиссер Иосиф Дмитриев (Трер), как старший из присутствующих, не скрывал радости за молодую поросль литераторов.
Действительно, прежде в литературной среде наблюдалось затишье, вызывающее опасение за будущее литературы в республике.
Новое поколение выросло само по себе, не спрашивая ни у кого разрешения, ни на кого не равняясь. Правда, в своих выступлениях молодые авторы не раз упоминали Геннадия Айги.
Они, как городские цветы, выросли и расцвели, создали свою эстетику, заставили всех обратить на себя внимание, прислушаться к себе.
Презентация новой группировки прошла весело, в непринужденной обстановке.
Такие вещи должны происходить, я думаю, хотя бы для того, чтобы не застаивалась литературная атмосфера и, как от камушков, брошенных в воду, расходились круги, волны, был резонанс, чтобы литературная среда не заболотилась.
Издание книг, появление нового литературного общества, фестиваль «Скандинавия – Волга» - такие вещи стимулируют авторов.
Они могут быть уверены, что пишут не в стол, а делают необходимое, полезное, влияют на мнение общества.
Потому все очень важно.
Искусственно такие вещи делать невозможно. Нельзя собрать авторов в кучу и сказать: «Давайте, проведем с вами литературный вечер». Не получится. Необходимо, чтобы созрела потребность, появилась духовная общность. У молодых должно возникнуть желание что-то делать, творить, заявлять о себе.
Такие вещи у нас в Чувашии происходят, и они очень важны.