Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

ОПРАВДАН, ПРИЧИСЛЕН К ЛИКУ СВЯТЫХ

В многообразии документов Государственного исторического архива есть материалы, рассказывающие о мужественных людях, не изменивших вере и за это попавших под молох репрессий. Одним из них был епископ Герман (Григорий Афанасьевич Кокель, родной брат известного художника Алексея Кокеля).

Епископ Герман (Кокель).

История его мученичества началась в августе 1925 года, когда уполномоченный по разработкам Чувашского отдела ОГПУ Ильин, “рассмотрев материал на гражданина Кокель и принимая во внимание имеющиеся признаки преступных деяний”, начал производство дела. Обвинения епископу Герману были выдвинуты следующие: “1) распространял провокационные слухи о найденных в Москве мощах, над которыми издевается Советская власть; 2) именуя себя Управляющим религиозными общинами Чувашской Республики, без какого-либо согласия самих верующих смещал служителей культа, т.е. присвоил себе административное право; 3) всем религиозным общинам предлагал циркулярными распоряжениями немедленно представлять ему денег в сумме 5 рублей, принуждая к этому и не признавшие его общины”.

Поводом для начала преследований послужило обращение в ЦИК гражданина деревни Дятлино, который от имени своих односельчан просил “ЦИК СССР сообщить, выведя из туманности: правду ли говорит архиепископ или нет” о найденных мощах и издевательстве над ними со стороны властей?

В немалой степени преследованию властями епископа Германа способствовали и местные церковные деятели. В то время Русская православная церковь оказалась на грани раскола в результате деятельности так называемых “обновленцев”. К лету 1924 года церковники-обновленцы контролировали почти половину приходов в Чувашии, а активная работа назначенного летом 1924 года патриархом Тихоном епископа Германа фактически лишила обновленцев на территории Чувашии какого-либо авторитета и предотвратила раскол. Влияние обновленцев сохранилось лишь в центральных органах церковной власти и ряде сел, откуда и посыпались доносы на Германа. Так, чувашское областное церковное управление направило в ГПУ “копию с Указа Священного Синода от 8 января 1925 года за № 101 относительно лишения священнического сана Григория Кокеля”. А председатель благочинного совета одного из округов Чебоксарского уезда обратился в административный отдел облисполкома Чувашии: “Прошу срочно принять меры. Епископ Герман (тихоновец) рассылает по общинам распоряжения о контрреволюционных выступлениях”.

В ходе допроса 22 августа 1925 года епископ Герман признал только одно из трех предъявленных обвинений. Он не отрицал, что является управляющим церквями Чувашии.

Со стороны обновленцев было предпринято некоторое изменение тактики. Они стали распускать слухи, что “епископ Герман коммунист, что его документ подписан еще Лениным или его заместителем, поэтому Германа никакая власть арестовать не может”. И это было в то время, когда епископу Герману уже запретили свободное перемещение по территории области. А в сентябре 1925 года Герман был арестован Ульяновским губернским отделом ОГПУ и доставлен в Чувашию. Начальник Чувашского отдела ОГПУ Марсельский сообщал по этому поводу в Москву: “Опираясь на религиозные массы, Кокель распространил свою деятельность и на Ульянов-скую губернию, и на часть Татреспублики”. И 4 июня 1926 года на Особом совещании при Коллегии ОГПУ было принято постановление по делу № 35897: “Кокель Г.А. выслать из Чувашской области сроком на три года с прикреплением к определенному месту жительства” в Казани. Но и там он был как бельмо на глазу для властей, поэтому его выслали в Сибирь, и в 1937 году епископ погиб в одном из лагерей НКВД в Амурской области.

В 2001 году дело епископа Германа было пересмотрено и состава преступления в нем не найдено. Он был оправдан, а Русской православной церковью причислен к лику святых.



"Советская Чувашия"
23 сентября 2005
00:00
Поделиться