Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Впечатляющая панорама портретов

Впечатляющая панорама портретовК. В. Иванов.

Стараниями чувашского поэта, члена правления Центрального совета Общероссийского движения «Россия Православная» Валентина Смирнова в издательстве «Российский писатель» (г. Москва) вышел альбом «Алексей Майраслов. Монументальное искусство».

А. Майраслов, талантливый сын чувашского народа, уроженец деревни Яншихово-Норваши Янтиковского района, выдающийся скульптор-монументалист, член Союза художников СССР (1990), живет и трудится в Москве. Мне не раз приходилось бывать у него в мастерской в годы его бурной творческой деятельности, когда он за ночь мог вылепить любой портрет с поразительной схожестью и образностью, когда за считанные минуты мог построить галерею миниатюрных экспромт-эскизов своих многочисленных гостей...«Чувашка Рая».

Однажды во время оживленной дискуссии экспедиционной группы студентов Чувашского госуниверситета им. И. Н. Ульянова, которые остановились у него, чтобы взять с собой бюст Михаила Сеспеля – дар скульптора для Остерской средней школы на Украине, он сотворил за столом коллективный скульптурный портрет, поразивший нас точностью лиц и характеров! Это было в год 80-летия классика чувашской поэзии.

Имя скульптора стало широко известным в Чувашии в связи с юбилеем Михаила Сеспеля. Он удостоился права творить памятник поэту-трибуну, теперь этот «крылатый» бюст является любимым местом встреч творческих работников и молодежи.

Много воды утекло с тех пор, сотни новых творений создал А. Майраслов.

Кроме репродукций произведений, в альбом включены «Краткая летопись жизни и творчества», хронология выставок, в которых участвовал А. Майраслов. С тех пор, как стал студентом Московского художественного училища им. В. Сурикова (1972–1978), в Чебоксарах и Москве выставлялся постоянно. Не раз побеждал на больших конкурсах.

«Ему повезло, он учился у великих мастеров советского искусства, всемирно известных скульпторов М. Бабурина и Л. Кербеля», – писал народный художник России В. Глебов.

«Можно сказать, что Алексей Майраслов – это сама эпоха. Приметливый и внимательный к жизни и ее деталям, мастер хорошей школы и твердой выучки, бравший уроки у последнего из плеяды представителей советского монументального искусства народного художника СССР Л. Кербеля, он стал одним из основоположников национальной скульптурной школы Чувашии, значительно развив ее после Ю. И. Ксенофонтова», – сказано в предисловии альбома «Вместо вступления».

До «суриковки» Алексей работал в родном селе, плавал матросом в Баренцовом море (1955–1957), служил в армии, был слесарем Кемеровского коксохимического завода, учился в университете им. Т. Шевченко в Киеве (1961–1967). Он всегда с любовью вспоминает Киев и Мурманск, города своей давней юности.

Из богатой галереи портретов в книгу включена небольшая часть: «Чувашка Рая» (1976), «Землячка Галина» (1984), «Племянница Света» (1993), братья скульптора Владимир и Василий Ивановы (1975), «Мой отец Петр Иванов» (1999), «Комсомолец Хумма |емен=» (1978), художники Виктор Немцев, Павел Меркурьев, Юрий Ксенофонтов (1972), Татьяна Федоткина (1979), сельские учителя Сергей Майраслов, Петр Моисеев (1986), герои Великой Отечественной войны «Младший сержант Муромцев» (1978), «Герой Советского Союза Владимир Трофимов» (1977), «Подполковник Д. Пускаев» (1979), известные деятели национальной культуры «Народный судья Николай Лукианов» (1988), артисты Н. Степанов, В. Федоров, В. Бурмистров (1980), мастер спорта СССР В. Соловьев.

А. Майраслов – мастер своеобразных, оригинальных композиций. С древних времен, конечно, не осталось ни одного не опробованного скульпторами приема, ни одного положения человеческого тела, но Алексей Петрович находит свое, незаимствованное, оригинальное. В этом прежде всего просматривается внутренний потенциал художника, в этом – основа таланта. А насчет выразительности и духовной наполненности образа говорить лишне – он природный портретист, дар божеского озарения! Непревзойденными остаются портреты и композиции, посвященные деятелям  чувашской культуры И. Яковлеву, К. Иванову, М. Сеспелю, В. Кузьминой. Над ними он самозабвенно, с великой любовью и без устали работает с давних пор. Они живут в его сердце и мыслях. Пусть огромная гранитная глыба, привезенная в Чебоксары под памятник И. Яковлеву, до сих пор лежит за монастырем у набережной Волги, пусть не воплотились в граните и бронзе его творения ни в Чувашии, ни в Татарии – от этого талант не перестает быть талантом.

Интересна композиция «Космонавт-3» (1972): всегда спокойный Андриян Николаев здесь в неожиданной динамике – весь порыв и устремление! Просты, реалистичны и возвышенны композиции «Девушка с коромыслом» (1974), «Лен. Чувашские женщины» (1974), «Монтажники тракторостроя» (1974), «Солдаты идут» (1975), «Весна» (1973), «Реквием погибшим красноармейцам» (1976) и многие другие.

Думаю, со временем Алексея Майраслова будут сравнивать с другим видным уроженцем Чувашии – великим сыном мордовского народа Степаном Эрьзей. Он похож на него своим почерком, помыслами, талантом и характером. Ради Родины и творчества способен идти на муки и лишения. Не может пресмыкаться и продаваться. Конечно, самолюбивые чиновники немало соли насыпали на раны скульптора. Но художник не сдался, выдюжил. Он живет и творит.

Вышла новая книга о скульпторе. В ней только частичка многоликого таланта. Когда будет собрано и проанализировано все многогранное творчество, пред нами предстанет во всю ширь и мощь настоящий патриот, великий художник и гражданин.



"Республика"
21 сентября 2005
00:00
Поделиться