Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

РОДИНА 13 ГЕРОЕВ ТРУДА

Теперь эту деревню вспоминают все реже и реже. А вот во времена не столь отдаленные Кольцовка гремела на весь Советский Союз. Шутка ли, там жили тринадцать Героев Социалистического труда! Об их трудовом подвиге знали в Московском Кремле, а председатель колхоза имени Ленина Сергей Ксенофонтович Коротков, дважды удостоившийся этого высокого звания, был на короткой ноге со многими его обитателями. Рассказывали, как он запросто поднимал дома телефонную трубку и напрямую связывался с Хрущевым. Известно, тогдашний глава государства необычайно любил кукурузу, а в Кольцовке получали рекордные урожаи этой культуры.

Надо воздать должное кольцовским земледельцам: на полях колосились тучные и рожь, и пшеница. Поскольку минеральных удобрений тогда выделялось недостаточно, больше налегали на местную органику. Здешние крестьяне в иные годы умудрялись собирать с гектара на круг до 40-50 центнеров хлеба. Это стоило огромного труда.

Со временем кольцовские герои постепенно ушли с полей и ферм — состарились. Одни из них уже покинули белый свет. Другие не склоне лет поменяли место жительства: пользуясь предоставленными льготами, получили квартиры в городе. Сегодня в живых лишь трое героев. В Чебоксарах их два — бывший председатель колхоза (после Короткова) А. Доманин и колхозница В. Храмова. А в самой Кольцовке остался один-единственный герой — 75-летний Н. Суров.

Николай Семенович в молодые годы трудился лихо. Уже в двадцать лет получил Золотую Звезду Героя. Работая звеньевым в бригаде Доманина, с одиннадцати гектаров он собрал пшеницы по 34,4 центнера на круг.

Как же нынче живется герою-пенсионеру? Помню, лет десять назад мы встречались с ним в деревне в его собственном доме. Нынешняя встреча огорчила. У Николая Семеновича теперь нет своего двора. Несколько лет назад во время пожара, переметнувшегося от соседей, его дом сгорел дотла. Даже Золотая Звезда и орден Ленина пропали в огне, уцелело лишь удостоверение. Суров с женой вынуждены были купить квартиру в трехэтажном кирпичном доме — там же, в деревне. Достался им верхний этаж, что доставляет Николаю Семеновичу немалые трудности: здоровье у ветерана пошаливает.

Рано или поздно придет время, когда в Кольцовке, увы, мы не встретим ни одного Героя. Останутся ли их заслуги в памяти жителей деревни. К сожалению, тут больше наблюдений досадных. Перед конторой хозяйства еще стоит бронзовый бюст дважды Героя Соцтруда Короткова. Но имя его никак не отражено в названии агрофирмы. На домах, где когда-то жили Герои, не видно хотя бы скромных мемориальных табличек. Не фигурируют их имена и в названиях улиц. Когда-то в местной школе располагался колхозный музей, где солидное место занимали стенды, рассказывающие о трудовых подвигах жителей деревни. Но музея давно нет, пропали и экспонаты. Правда, в одном из залов Дома культуры висит несколько портретов Героев и кавалеров трудовых орденов.

Кольцовка поистине изобилует своими знаменитыми выходцами. Еще в прошлый приезд обратил внимание на старинный пятистенный дом. Издали бросаются в глаза его окна с резными светлыми наличниками. Подойдя ближе, замечаешь мемориальную доску на углу, извещающую, что здесь родился народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий СССР, солист Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов.

Впоследствии дом перестраивался новыми хозяевами. Когда-то в нем обитала приветливая одинокая старушка, бывшая учительница здешней школы. Капитолина Семеновна Дормидонтова была супругой племянника великого певца — Максима Петровича. Занимала она одну половину дома. На стенах повсюду висели семейные фотографии. Среди них было немало снимков знаменитого дяди Максима, запечатленного в облачении его оперных персонажей. Хозяйка хранила их как бесценные семейные реликвии.

В этот приезд я уже не застал Капитолину Семеновну — умерла. Дом заперт. Какова его дальнейшая судьба? Как было бы хорошо открыть в нем музей Максима Дормидонтовича. Его могли бы посещать и участники ежегодных международных Михайловских оперных фестивалей, которые собирают в Чебоксарах певцов с мировым именем. Может, эту идею поддержат работники Минкультуры? Правда, до создания музея предстоит уладить вопрос с наследниками дома.

Много сложных проблем принесла новая эпоха некогда знаменитой Кольцовке. Она, как и многие российские деревни, не выдержала натиска разрушительных противоречий времени. Хозяйство, к сожалению, пришло в упадок. Здесь тоже можно увидеть незасеянные, заросшие бурьяном поля.

Похоже, поднимется хозяйство на ноги еще не скоро. А пока бы сохранить и увековечить былую славу родины знаменитостей, не дать поблекнуть их Золотым Звездам.



"Советская Чувашия"
20 сентября 2005
00:00
Поделиться