Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

РЕЛИГИЯМ НЕ ТЕСНО В ОДНОЙ СЕМЬЕ

Мечеть в селе Трехбалтаево Шемуршинского района — самая старая в Чувашии. Ровно сто лет назад местные татары обратились к властям с просьбой разрешить строительство. «Добро» было получено только через год, а первых верующих мечеть приняла еще год спустя. Но вековой ее юбилей сельчане отметили именно в минувший вторник.



Из 38 мечетей, построенных до революции на территории республики, к середине прошлого века сохранились всего две, и одна из них как раз трехбалтаевская. В начале тридцатых, рассказывает прихожанин Н. Тухфетуллин, в здании мечети открыли было школу. Но действовала она здесь всего один учебный год — уже весной женщины вынесли из помещения парты, вымыли полы, а учителя прогнали.

К слову, в огромной Казани к концу войны работала и вовсе лишь одна мечеть. Это потому, уверены жители села, что «чувашские» татары даже более религиозные, чем татарстанские. Впрочем, это не мешает им жить в мире и дружбе с соседями — в селе есть и русские, и мордва, и чуваши, действует православный храм. Каждый местный житель говорит на двух-трех, а то и всех четырех языках.

Юбилей отмечали с размахом — во дворе мечети накрыли столы, заставив их блюдами с вареной бараниной, восточными сладостями и фруктами, усадили за них аксакалов и почетных гостей — участников научно-практической конференции «Татары-мишары: вопросы сохранения этнокультурной самобытности» во главе с председателем Духовного управления мусульман Чувашии Альбиром хазратом Кргановым и руководителем Всетатарского общественного центра республики Фаритом Гибатдиновым.

Такая масштабная встреча проходила в республике впервые — в село Шыгырданы Батыревского района съехались представители татарских общин из Татарстана, Нижегородской и Ульяновской областей, Мордовии и других российских регионов. Татарская культура тесно связана с исламом, поэтому в зале было много священнослужителей. По словам Ф. Гибатдинова, в Чувашии сегодня около сорока тысяч татар. Живут они неплохо, но есть проблемы, которые давно пора обсудить. В южных районах республики 19 школ, где в начальных классах обучение ведется на татарском языке, — их нужно как-то обеспечивать учебниками. В Канаше и Чебоксарах не мешало бы открыть воскресные школы или татарские классы в обычных школах. Наконец, на телевидении пока маловато передач о культурной жизни татарской диаспоры в Чувашии.

А Альбир Крганов полагает, что у татар Чувашии сегодня нет разногласий ни с соседями, ни с властями. Наша республика — эталон добрососедских отношений между представителями разных народов и конфессий. «Благодаря взаимопониманию с Чебоксарско-Чувашской епархией и Президентом Н. Федоровым мы добились таких успехов, что не стыдно и гостей пригласить. Проблемы есть внутри нашего народа, их и надо решать», — считает муфтий.

Впрочем, и об этих проблемах можно говорить по-разному. Когда один из гостей посетовал, что священнослужителям не всегда оказывается должное уважение, и призвал объединиться вокруг религиозных авторитетов в «единый кулак», Альбир хазрат заметил — это звучит двусмысленно, татары привыкли объединяться за накрытым столом, дастарханом. А когда кто-то пожаловался, что в российских школах детей знакомят с основами православия, напомнил старую пословицу: где прошел медведь, там и лиса проскочит. Если можно учить христианству, то и другим традиционным религиям дорога в школу не заказана.

Министр культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашии П. Краснов от имени Президента республики пожелал собравшимся благополучия и успехов. Петр Степанович считает, что за последние десятилетия мы многое упустили в воспитании подрастающего поколения. Надо наверстывать упущенное, и роль традиционных конфессий в этом благородном деле трудно переоценить. Если объединить усилия, все у нас получится. Министр вспомнил, что двенадцать лет назад, выступая в этом же зале на открытии очередного фестиваля татарской эстрадной песни «Урмай моны», он сказал — хорошо бы со временем сделать фестиваль всероссийским. И вот на него съезжаются исполнители со всей России…

Когда пленарная часть конференции закончилась, гостям показали открывшуюся здесь же, в Доме культуры села Шыгырданы, детскую модельную библиотеку. Просторное светлое помещение, семнадцать тысяч книг, из них четыре тысячи на татарском языке. А в библиотечном компьютере можно прочитать об истории села Шыгырданы и происхождении проживающих в республике татар-мишар, субэтноса татарского народа, отличающихся особенностями диалекта и культурными традициями.

Еще одно знаменательное событие, состоявшееся в тот же день, — открытие в Шыгарданах медресе «Гульстан». Это учебное заведение, подготовительные курсы Российского исламского университета, будет готовить священнослужителей. За последние двенадцать лет количество приходов увеличилось вдвое, нужны новые имамы. Желающих проповедовать слово Божье много, но нужно уберечь наших мусульман от ваххабитской заразы, считает Альбир Крганов. Поэтому преподавателей пригласят из Уфы и, возможно, из Турции, светского государства, устоявшего против ваххабизма и радикализма в исламе.

А вечером гостей отвезли в село Урмаево Комсомольского района, где открылась вторая по счету мечеть. Построенная на средства местных предпринимателей, она расположилась на красивом пригорке. Здесь же рядом со временем должен появиться этнографический музей культуры и быта татар-мишар.



"Советская Чувашия"
16 сентября 2005
00:00
Поделиться