Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

СУДЬБОЮ ПОРОДНЕННЫЕ С КАЗАНЬЮ

Татарстан и вся Россия недавно отметили тысячелетие Казани — города, который оставил заметный след как центр образования и культуры народов Поволжья, в том числе и чувашского.

После создания Казанской епархии (1555 год) началось внедрение в чувашский этнос славяно-русской грамоты и христианской духовности. С образованием Казанской губернии (1709 год) возросло влияние города на духовную и культурную жизнь народов Поволжья. В 1769 году благодаря стараниям руководства епархии в Санкт-Петербурге издана первая грамматика чувашского языка. Воспитанники новокрещенских школ готовились к церковной службе, некоторые продолжили образование в духовной семинарии и других учебных заведениях, заняли низшие должности чиновников в административных органах. Дети и внуки некоторых стали известными деятелями науки и просвещения. Талантливым исследователем истории и культуры Китая и других стран Востока проявил себя Н. Бичурин. Видные представители местной епархии и Казанской духовной консистории П. Талиев и В. Вишневский заложили основы преподавания чувашского языка в духовной семинарии. Они были также исследователями культуры и этнографии нерусских народов.

В 1804 году открылся Казанский университет. В составе первого приема студентов был А. Кайсаров. Сын чувашского чиновника, бывшего воспитанника новокрещенской школы, стал одним из первых адъюнкт-профессоров физики. Его коллега В. Сбоев (преподавал российскую словесность), имевший в своей родословной чувашские корни, оставил ценное описание быта, культуры и социальных условий жизни чувашского народа первой половины 19 века. В 1853 году увидела свет книга “Чувашские разговоры и сказки”, написанная переводчиком чувашского языка уездного суда, писателем-самородком С. Михайловым. Научным исследованием чувашского языка занимался питомец университета Н. Золотницкий, назначенный в 1867 году первым инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Он автор “Корневого чувашско-русского словаря”. До 1917 года в Казанском университете обучались не менее 40 человек чувашского происхождения. Среди них врачи С. Вишневский, Н. Адрианов, А. Ананьев, И. Лукьянов, юристы А. Миролюбов, А. Яковлев, М. Васильев, питомцы физмата Н. Охотников, Н. Скворцов, П. Иванов, В. Зайцева, воспитанники истфилфака И. Яковлев, Т. Матвеев, С. Павлов, Н. Скворцова и другие.

Группа деятелей просвещения Казани во главе с профессором Н. Ильминским разработала новую систему обучения грамоте в нерусских школах с использованием родного языка учеников, которая усовершенствована выпускником университета просветителем И. Яковлевым. В этот период появляется ряд учебных заведений и организаций; инородческая учительская семинария, учительский институт, земские учительская, фельдшерская, земледельческая школы, переводческие комиссии. Пытливыми исследователями чувашской культуры, истории и этнографии родного народа, организаторами просвещения были окончившие Казанскую духовную академию К. Прокопьев, О. Романов, Г. Комиссаров, М. Петров и другие.

В Казани жили известные исследователи истории, этнографии, языка и культуры чувашского народа Н. Ашмарин и Н. Никольский, объединившие вокруг себя ценителей истории и культуры родного народа, любителей языка и народной словесности, переводчиков и собирателей фольклора. Здесь были опубликованы первые буквари и учебные пособия, календари, произведения фольклора и художественной литературы на чувашском языке. В годы первой революции, в январе 1906 года, начала издаваться первая чувашская газета “Хыпар” (Весть).

После революции 1917 года Казань продолжала оставаться основным центром чувашской культуры и образования, местом пребывания различных национальных обществ, организаций и учреждений. В 1918 году появились первый чувашский театр и национальный хор, учреждено издательство национальной литературы, выпускались чувашские газеты и журналы. Вплоть до конца июня 1920 года тут работали основные учреждения чувашского отдела Наркомата по делам национальностей РСФСР, руководившего подготовкой создания Чувашской автономной области. В 20-30-е годы в этом городе функционировали чувашский педтехникум, чувашское отделение Восточного пединститута. Чувашское студенческое землячество Казани, организованное в 1922 году, в 1927-м объединяло более 300 человек, в 1931 — более 800, в 1937 — более 500. Для проведения общественно-культурных мероприятий, кружковых занятий землячество имело свой дом, содержавшийся на средства Наркомпроса республики.

Многие чуваши давно и основательно прописались в городе и стали казанцами. Чувашский культурный центр Казани, созданный в начале 90-х годов прошлого века, старается сохранить традиции и обычаи, национальную культуру и язык родного народа. При нем имеются хор любителей чувашских песен, самодеятельный театр, воскресная школа, группы краеведов, журналистов и исследователей истории и культуры чувашского этноса. К работе центра привлекаются чувашские студенты учебных заведений города.

Миллионная Казань — один из крупных индустриальных городов России. Капитальная реставрация Кремля и центральных кварталов, сооружение метрополитена, строительство и реконструкция зданий многих учреждений науки, культуры, образования, искусств придали столице Татарстана новый неповторимый облик.



"Советская Чувашия"
10 сентября 2005
00:00
Поделиться