Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Марафон откроет ансамбль средневековой музыки

Марафон откроет ансамбль средневековой музыки

10 сентября Неделю Сетевого Марафона культурных событий открывает совместный проект Чувашского государственного художественного музея и ансамбля средневековой музыки «UNIVERSALIA IN RE», который представляет собой лекцию-концерт «Восточный след» в музыке Западной Европы 13 – 14 вв.». Презентация проекта  начнется  в музее  в 17.00.

Ансамбль средневековой музыки UNIVERSALIA IN RE из Нижнего Новгорода основан в 2001 г. с целью возрождения средневекового отношения к музыке как  внутреннему переживанию, способному изменить человека. Такая цель предопределила  необычный инструментарий ансамбля  и его репертуар. Вместе с тщательным изучением музыкальных трактатов и расшифровкой средневековых европейских музыкальных манускриптов, сохранивших следы ушедшей от нас особой менестрельной культуры, ансамбль в поиске интерпретаций уделяет большое внимание    центрально-азиатской и ближневосточной музыкальной традиции.

Ансамбль принимал участие в международных фестивалях старинной музыки в Нижнем Новгороде (2002), Львове (2002) и Тарту (2003).

По инициативе Данила Рябчикова - руководителя ансамбля  -  и при поддержке программы «Культурная столица Поволжья» в ноябре 2004 г. в Нижнем Новгороде состоялся фестиваль средневековой музыки. В конце сентября ансамбль примет участие в нижегородской программе  VIII международного фестиваля ЕАRLYMUSIC.

Неоднократные концерты старинной музыки в Чебоксарах вызывают  большой интерес у молодежи. Подтверждением тому может служить обилие публики как на концертах, проводимых в рамках программы «Вокзал-Vauxhall», так и  в зале Чувашского государственного художественного музея в 2002 и 2003 годах.

Концертная программа ансамбля обращает внимание на глубокие связи, объединяющие музыку Западной Европы XIIIXIV вв., а также андалусийскую, византийскую и персидскую музыку того же времени. Реконкиста и Крестовые походы, несколько веков жизни рядом с иной культурой принесли в Западную Европу новые инструменты, новые формы, новую музыку. На миниатюрах кодексов Cahtigas de Santa Maria изображены целые ансамбли жонглеров, играющих на инструментах, имеющих восточное происхождение: аль-уде, ребеке, шалмее.

При дворе короля Кастилии и Леона Альфонсо Х Мудрого (1221-1284) привечались музыканты со всего мира: из Европы, Северной Африки и Азии.  Многие из сложенных при его дворе кантиг имеют явные андалусийские или ориентальные корни в мелодике и ритмике. 

Знаменитые итальянские истанпитты и сальтереллы (инструментальные произведения XIV века из кодекса, ныне хранящегося в Лондоне) с богатой орнаментикой и сложным прихотливым ритмом, обнаруживают явное ориентальное влияние традиций средиземноморского и ближневосточного придворного профессионального музицирования.

Теми же чертами (скорее, более восточными, чем западными для современного слушателя) проникнуты  произведения  великого итальянского композитора эпохи Треченто – Герарделло Флорентийского (ок. 1320-1362 или 1363) и его современников.  

Концерты  будут сопровождаться вводными лекциями Данила Рябчикова, посвященными как исполняемой музыке, так и контексту средневековой культуры в целом.

 

Республиканская дирекция культурных программ

Тел.:62-33-08

 

 

 



08 сентября 2005
00:00
Поделиться