Марафон откроет ансамбль средневековой музыки
![Марафон откроет ансамбль средневековой музыки](https://fs01.cap.ru/gov-home/12//foto/universalial.jpg?i=53)
10 сентября Неделю Сетевого Марафона культурных событий открывает совместный проект Чувашского государственного художественного музея и ансамбля средневековой музыки «UNIVERSALIA IN RE», который представляет собой лекцию-концерт «Восточный след» в музыке Западной Европы 13 – 14 вв.». Презентация проекта начнется в музее в 17.00.
Ансамбль средневековой музыки UNIVERSALIA IN RE из Нижнего Новгорода основан в 2001 г. с целью возрождения средневекового отношения к музыке как внутреннему переживанию, способному изменить человека. Такая цель предопределила необычный инструментарий ансамбля и его репертуар. Вместе с тщательным изучением музыкальных трактатов и расшифровкой средневековых европейских музыкальных манускриптов, сохранивших следы ушедшей от нас особой менестрельной культуры, ансамбль в поиске интерпретаций уделяет большое внимание центрально-азиатской и ближневосточной музыкальной традиции.
Ансамбль принимал участие в международных фестивалях старинной музыки в Нижнем Новгороде (2002), Львове (2002) и Тарту (2003).
По инициативе Данила Рябчикова - руководителя ансамбля - и при поддержке программы «Культурная столица Поволжья» в ноябре 2004 г. в Нижнем Новгороде состоялся фестиваль средневековой музыки. В конце сентября ансамбль примет участие в нижегородской программе VIII международного фестиваля ЕАRLYMUSIC.
Неоднократные концерты старинной музыки в Чебоксарах вызывают большой интерес у молодежи. Подтверждением тому может служить обилие публики как на концертах, проводимых в рамках программы «Вокзал-Vauxhall», так и в зале Чувашского государственного художественного музея в 2002 и 2003 годах.
Концертная программа ансамбля обращает внимание на глубокие связи, объединяющие музыку Западной Европы XIII–XIV вв., а также андалусийскую, византийскую и персидскую музыку того же времени. Реконкиста и Крестовые походы, несколько веков жизни рядом с иной культурой принесли в Западную Европу новые инструменты, новые формы, новую музыку. На миниатюрах кодексов Cahtigas de Santa Maria изображены целые ансамбли жонглеров, играющих на инструментах, имеющих восточное происхождение: аль-уде, ребеке, шалмее.
При дворе короля Кастилии и Леона Альфонсо Х Мудрого (1221-1284) привечались музыканты со всего мира: из Европы, Северной Африки и Азии. Многие из сложенных при его дворе кантиг имеют явные андалусийские или ориентальные корни в мелодике и ритмике.
Знаменитые итальянские истанпитты и сальтереллы (инструментальные произведения XIV века из кодекса, ныне хранящегося в Лондоне) с богатой орнаментикой и сложным прихотливым ритмом, обнаруживают явное ориентальное влияние традиций средиземноморского и ближневосточного придворного профессионального музицирования.
Теми же чертами (скорее, более восточными, чем западными для современного слушателя) проникнуты произведения великого итальянского композитора эпохи Треченто – Герарделло Флорентийского (ок. 1320-1362 или 1363) и его современников.
Концерты будут сопровождаться вводными лекциями Данила Рябчикова, посвященными как исполняемой музыке, так и контексту средневековой культуры в целом.
Республиканская дирекция культурных программ
Тел.:62-33-08