Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Волнующий образ

Волнующий образ

24 августа этого года исполнилось 115 лет со дня рождения народного художника Чувашии, заслуженного деятеля искусств России Моисея Спиридоновича Спиридонова (1890–1981), одного из основоположников чувашского изобразительного искусства. Живописец, график, исследователь чувашской народной вышивки, он оставил яркий след в художественной жизни республики.

«Меня часто спрашивают, какую из своих работ я особенно люблю. Не задумываясь, отвечаю: ту, какую я долго вынашивал, выстрадал. Это «Невеста». Над этим образом много и долго работал, пока не пришел к последнему варианту. Но каждая работа по-своему дорога, ведь в нее вложена частица души, переживаний, дни и годы моей жизни, вся моя жизнь», – писал он в своих воспоминаниях. Созданная в 1960 году, когда мастеру живописи шел седьмой десяток, «Невеста» явилась заметным явлением в изобразительном искусстве республики.

Осуществлять свой замысел М. Спиридонов начал уже сложившимся художником. До этого были созданы образы современников: «Пузырист» (1927), «Чувашка Ирина» (1946), «Герой Советского Союза П. Макаров» (1950), «Портрет народного поэта Чувашии П. Хузангая» (1955) и др., вошедшие в золотой фонд изобразительного искусства Чувашии. Желание создать нечто более значительное не давало покоя знаменитому художнику на протяжении многих лет. Особенно волновала автора тема прощания невесты со своими подругами, плач невесты – ритуал чувашских свадеб. Судьба родной сестры Ольги, чувашских девушек, их тяжелая доля в замужестве, Нарспи из одноименной поэмы классика чувашской литературы К. Иванова – это давало пищу воображению. Творя прекрасное т=р= – вышивку, создавая неповторимые узоры свадебных покрывал, жениховых платков и других изделий, чувашские девушки готовили себя к супружеской жизни. Но сговор родителей, выдававших их замуж насильно за богатого, но нелюбимого, приносил много страданий. Как передать неповторимую красоту узоров чувашской вышивки, как выразить душевное состояние мастериц, не впадая при этом в этнографию – об этом размышлял Моисей Спиридонович.

Первый замысел возник в 1956 году. Сохранился рисунок «Невеста». Девушка сидит на сундуке, голова в профиль, повернута влево. Темные волосы собраны на затылке в пучок. Одета в белое платье. На плечах – покрывало, она придерживает его правой рукой, левая лежит на груди. В облике, изящной фигуре чувствуется красота, девичья порывистость, целомудрие. Рисунок датирован 16 декабря 1956 года. В набросках художник ищет необходимую позу невесты, композицию будущего полотна, размышляя бессонными ночами над эскизами и цветовым строем картины. В письме к дочери Татьяне в Ленинград от 27 января 1957 года пишет: «…На днях буду приступать к работе над Нарспи. Думая об этой картине, не мог уснуть целую ночь, уже было шесть часов утра, а я еще не уснул. Пришлось встать, взять карандаш и бумагу и чертить новый рисунок, появившийся за ночь новый вариант картины. Это называется творческие муки... Сложность темы и в том, что надо найти подходящую натуру, а у меня пока не найдена. Добыть надо костюм. В Краеведческом музее не дают, хотя даже имеют распоряжение Министерства культуры, говорят, надо получить разрешение Москвы. Написал своим двум сестрам – Анне в Норваши и Ольге в Ураскасы, чтобы они нашли девичий головной убор тухью. Придется сшить рубашку и вышить, наши домашние думают рубашку сшить из белого штапельного полотна. Платье буду шить тогда, когда окончательно установится натурщица, чтобы сшить по фигуре. Видишь, сколько трудностей по выполнению этой картины».

Наконец-то найдены атрибуты – вышитое платье, тухья, свадебное покрывало доставлены из д. Яншихово-Норваши. Художник начинает работать. Сохранилось четыре варианта картины. В первом 1957 года (холст, масло, 58х46,5) художник дает крупным планом девушку в тухье под покрывалом. Голова повернута вправо. Правая рука прижимает платочек, левая скрыта под покрывалом. Выразительно написано лицо с задумчивым взглядом, кисть руки с платочком. Эта работа долгое время находилась в Доме народного творчества Чувашской АССР (ныне Республиканский научно-методический центр Минкультуры ЧР). В каталогах персональных выставок художника дается ошибочный размер работы – 68х65 см. Произведение сохранилось благодаря художнице Т. Шарковой, работавшей в 1978–1983 годы методистом центра. Она в свое время училась у дочери художника, Августы Моисеевны, в Чебоксарском художественном училище. Испытала большое влияние творчества М. Спиридонова. По словам Татьяны Васильевны, для картины художнику позировала Августа. Этой работой художник остался недоволен, и в 1958 году задумывает другой вариант картины под названием «Невеста» (Нарспи). Заказывает новый подрамник размером 120х90 см. Сохранившаяся черно-белая фотография картины позволяет понять, в каком направлении шел поиск композиционного решения темы. Невеста изображена в амбаре, в рост. Она сидит на сундуке. Светлая фигура девушки в подвенечном одеянии выделяется на темном фоне амбара. Лицо повернуто от света вправо. На голове тухья, по верх которой накинуто свадебное покрывало перкенчек, покрывая хрупкие плечи девушки, оно свисает с двух сторон на сундук и образует длинные складки. Взгляд задумчивых темных глаз направлен мимо зрителя, в пустоту. Какая-то отрешенность, внутренняя тревога чувствуется в облике невесты. Темный угол амбара и светлая фигура девушки – символ вечной темы борьбы добра и зла. Цветовое решение картины не известно – вариант не сохранился.

7 марта1959 года М. Спиридонов пишет дочери, что кровоизлияние в слепой глаз рассосалось, теперь красное пятно на зрачке исчезло, и теперь каждый день к 12 часам он идет в мастерскую – пишет свою композицию. Найдена другая поза натурщицы. Голова девушки повернута влево, на этом рисунке натурщица полуобнаженная. Видно, что, несмотря на недуг, рука мастера твердая, хорошо выявлена пропорция тела. В облике – любопытство и ожидание неизвестного, таинственного, сложные чувства, испытываемые невестой перед приходом жениха. Теплый, коричнево-умбристый колорит с оттенками серебристо-розового тона завораживает. Некоторые искусствоведы отмечали (например, Н. Ургалкина), что «Невеста в амбаре» – живописная интерпретация поэмы «Нарспи» К. Иванова, и отдавали должное мастерству старейшины чувашского искусства. Тема неравного брака в живописи не нова, но М. Спиридонов нашел свой подход к ее раскрытию. Казалось бы, можно уже успокоиться, картина написана в лучших традициях реалистического искусства. Но что-то теребит душу художника, и в конце 1959 года художник приступает к созданию четвертого по счету варианта.

К своему 70-летию М. Спиридонов написал окончательный вариант картины – получился собирательный образ чувашских девушек с неудачной судьбой. Однажды художник встретил девушку по имени Феня, приехавшую в Чебоксары из деревни и мечтавшую стать артисткой. Ее мечта не осуществилась. Образ этой девушки с очень выразительными черными глазами и лег в основу «Невесты». Хотя поза натурщицы та же, что и в первом варианте, художник изобразил невесту сидя, ниже пояса. На темном фоне резко выделяется голова девушки в тухье, украшенной рядами серебристых монет и бус, поверх которой накинуто белое свадебное покрывало перкенчек. Лицо задумчиво и печально.

Художник передает не только сходство, но и сильный характер девушки. В глазах – переживание, напряжение, оно чувствуется и в правой руке с платочком, и в левой, нервно сжимающей покрывало. По силе передачи внутреннего мира, духовного состояния картина «Невеста» не имеет равных во всем изобразительном искусстве Чувашии. Переживания девушки из-за предстоящей свадьбы – она выйдет замуж за нелюбимого по воле родителей – переданы убедительно.

«Невеста» экспонировалась во многих городах России и всегда вызывала душевный отклик зрителей. Она достойно занимает свое место в постоянной экспозиции Чувашского государственного художественного музея.



"Республика"
07 сентября 2005
00:00
Поделиться