«Когда делаю новую вышивку – испытываю вдохновение»

Симакова Мария Васильевна, выдающийся мастер традиционной чувашской вышивки, победитель II Межрегионального фестиваля декоративно-прикладного искусства «Зарни кияс» в Сыктывкаре, Коми
-Сколько лет вы занимаетесь вышивкой?
--На фарбрике «Паха тере» проработала тридцать лет. Сама разрабатываю рисунки, сама исполняю.
-Какие впечатления от фестиваля «Мастера – золотые руки» в Республике Коми?
-Очень было интересно. На фестиваль приехали мастера из четырнадцати регионов: Кировской, Нижегородской, Архангельской и других областей, национальных республик.
Наша чувашская делегация во всех номинциях участвовала. Мы сделали свою выставку – показали вышивку и национальные куклы.
-Какой была ваша самая первая работа?
-Салфетка.
-А не считали, сколько у вас работ всего?
-Не считала…Очень много. В декабре прошлого года была юбилейная выставка в Художественном музее – там экспонировалось более ста работ. А так они в музеях хранятся – в Чебоксарах, Суздале, Москве, Санкт-Петербурге, многих других городах.
-Сколько стоит каждая вышивка?
-По-разному их оценивают. В 1995 году после выставки моих работ в Москве, в Народной галерее, Министерство культуры России закупило вышивок на пять миллионов неденоминированных еще рублей. В 2000 году, после выставки в Национальном музее, закупили на 50 тысяч рублей.
-Какая работа – самая дорогая во всех смыслах слова?
-Есть у меня большое – размером три с половиной метра на метр семьдесят сантиметров - панно «Древо жизни», на нем показаны наши выдающиеся люди. Оно хранится в Национальном музее Чувашии. Оно – самое дорогое.
-Правда ли, что каждый узор имеет свой смысл?
-Да, правда. Например, на панно «Древо жизни» у каждого из великих людей на одежде – геометрический узор, называемый «кеске». Узор – варьируется, потому что эти люди рождены от разных матерей и занимались каждый своим делом, но смысл у узора – один и тот же, общий...
Женщина - хранительница жизни. Рожает детей, растит их. «Кеске» - это ее узор.
-Вышивать – трудно?
-Да, это трудоемкая, тяжелая работа, много времени занимает, требует сосредоточения внимания, знаний, чтобы вышивка была чувашская, а не чья – то еще. Но дело мне очень нравится. Если бы не любила, не могла бы ничего создать.
-Что для вас самое сложное?
-Я сама делаю рисунки, и заметила: не могу много раз вышивать один и тот же рисунок. Если делается новый – есть вдохновение. Повторяешь одно и то же – вдохновение уменьшается.
-Больше радости испытываете в процессе работы или когда вышивка выполнена?
-Когда делаю новую вещь – испытываю вдохновение и получаю удовольствие. А когда работа готова - ощущаю особую радость.
-Кого считаете своим наставником?
-Академика Алексея Александровича Трофимова. Когда начинала вышивать, кому-то нравились мои работы, кому – то нет. А он никогда не поучал, не говорил – работай так или как - то по-другому. Он говорил: «Работай! Получается – делай!» Придавал увереннности, вдохновлял. И я была уверена в себе. Он дал понять, что у меня получается, могу творить. Те его слова всегда помню и всегда ему благодарна.
Не все понимают эту работу, ее значимость.
Те, кто понимает – одобряют.
-Сейчас в издательстве готовится ваша книга…
-Да, книга у меня должна выйти, называется «Чувашские узоры». Она сейчас в работе в типографии, делается при поддержке Правительства Чувашии, оно спонсирует. Тираж - 500 экземпляров. Книга должна получиться интересной, красочной.
Очень благодарна Правительству за поддержку.