Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

РЕСТАВРАТОРЫ ЕЩЕ ВЕРНУТСЯ

Состояние произведений А. Кокеля, хранящихся в Чувашском государственном художественном музее, старший преподаватель кафедры реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств Н. Берестюк охарактеризовала одним словом — “катастрофическое”.



Несколько работ известного художника были отреставрированы в ходе подготовки к 125-летию со дня его рождения. В конце июля — начале августа группа лучших студентов — будущих реставраторов во главе с Натальей Владимировной побывала на творческой практике в Чебоксарах. На родину А. Кокеля они приезжали с конкретной целью — изучить состояние его картин и по возможности поработать над ними. “Мы сначала даже растерялись: за что браться, когда столько произведений нуждаются в срочной помощи, — говорит Н. Берестюк. — Дело усложняло отсутствие приспособленной к реставрационной работе мастерской и необходимых материалов. Реставрация — дело серьезное, не терпящее спешки. Поэтому для начала мы взяли три несложные картины на обновление и одну сложную на консервацию”.

Ничто, как говорится, не вечно под луной. Произведения искусства тоже стареют и ветшают. Сильно пострадала от времени картина “Натурщик обнаженный с усами”, которую Алексей Афанасьевич написал в 1904 году. Благодаря консервации процесс разрушения остановлен. Картина перенесена на другой холст.

Насколько пострадала от времени картина “Вспаханное поле” (1904-1905 гг.), видно даже невооруженным глазом. Значительная потеря лакокрасочного слоя оголила уголки и края полотна. Небо, лес, поле — все в белых пятнах. Это засохла и осыпалась краска. Творческая группа реставраторов восстановила картину Кокеля, используя технику и приемы его письма, сохраняя “возраст” произведения. Немало лет и двум другим работам Алексея Афанасьевича. То, что над картинами колдовали реставраторы, теперь можно узнать, сравнив оригиналы с фоторепродукциями, сделанными до реставрации. Но и на них не разглядишь всех признаков старения живописных работ. Так называемая деформация полотна “целителям” художественных ценностей доставляет немало хлопот. При переносе “Натурщика обнаженного” на новый холст, например, реставраторам пришлось гладить работу специальными утюгами в течение шести часов беспрерывно. И это только часть технологии в длинной цепочке реставрационного процесса.

“Работая в Чувашии над произведениями Кокеля, мы очень многое открыли для себя,— сказала Н. Берестюк после презентации отреставрированных картин. — Много нового узнали о нем как о человеке и художнике. Он учился у извест­ных мастеров, сам был разноплановым живописцем. Очень интересный художник, мы к его творчеству еще вернемся”.



"Советская Чувашия"
26 августа 2005
00:00
Поделиться