А КИСТЬ УВОДИТ В ГЛУБЬ ВЕКОВ
Неурядицы, вызванные кризисом, Евграф Семенович пережил тяжело. Страна как-то резко перешла на другие ценности. Не стало заказов — людям было не до искусства. А чем, скажите, свободному художнику заработать на хлеб?
![](http://www.sovch.chuvashia.com/2005/08/12/10.jpg)
Приходилось писать то, что не залеживалось. Картина «В предбаннике», например, как раз из той серии. По признанию самого художника, на банную тему он написал более 80 картин. Повторяться — значит остановиться в развитии, поэтому все банные сюжеты — разные. Один из покупателей заказал сорок картин, видимо, на перепродажу. Позже до автора дошли слухи, что одна из работ этой серии на аукционе в Израиле была продана за 30 тысяч фунтов стерлингов. Е. Пайманов и сам не знает, в чьих руках остальные картины.
Он редко дает о себе знать, на родину не приезжал более десяти лет. Поэтому, наверное, жителям республики художник мало знаком, хотя в Ядринском районе Евграфа Семеновича — уроженца деревни Мурзакасы — хорошо знают. Когда-то в молодости в родном районе организовал персональную выставку. До сих пор помнит, как в доме механизаторов работал. Там ему выделили помещение, и он писал механизаторов, в основном для образов будущих картин. Ему позировала и непоседливая ребятня. В Ядрине были написаны многие портреты, картина «Проводы русской зимы», которая была выпущена американцами в виде развернутой открытки.
С 1974 года Евграф Семенович живет в Санкт-Петербурге. Знаний, полученных на художественно-графическом факультете пединститута, ему показалось мало, и он поступил на архитектурный факультет института имени И. Репина Академии художеств. Проучившись два года, понял, что это не его стезя. В 1976 году Е. Пайманов снова поступает в этот институт, но уже на факультет живописи, который оканчивает в 1982 году. По направлениям обкома комсомола молодой художник трижды побывал в длительных творческих командировках в Тюменской области. Можно было выбирать и другие маршруты, но, побывав разок в краях нефтяников, он навсегда полюбил тундру, стоянки оленеводов, рыбаков. «Кто видел в полете диких гусей, тот никогда не забудет эту картину. Часами кружат, — вспоминает Евграф Семенович. — А как красиво цветет тундра… Прекрасна она и в августе, сентябре. Я не раз любовался северным сиянием. Это бесподобное зрелище. Но самое захватывающее — это сама тундра. Вокруг тебя вечность, бесконечность, безмолвие, в 500-600 километрах вокруг ни души».
Смутное время помешало художнику завершить серию северных произведений. С собой в Ленинград он привез огромное количество этюдов, слайдов, фотографий. Многие из них еще дожидаются своего часа.
В последние годы Е. Пайманов увлекся историей Петербурга, эпохой Петра Первого. По его мнению, это самый интересный период, когда неуклюжая, неотесанная, бородатая Россия превращалась в культурную державу. Много интересного для художника находит он и в личности самого Петра Первого. Так появилась серия сюжетных картин на историческую тему. Произведения нашего земляка-живописца хранятся в коллекциях США, Канады, Финляндии, Франции, Италии, Израиля, Китая и других стран. Иллюстрации его картин ежегодно выходят в каталоге «Весь Петербург».