Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

А КИСТЬ УВОДИТ В ГЛУБЬ ВЕКОВ

Неурядицы, вызванные кризисом, Евграф Семенович пережил тяжело. Страна как-то резко перешла на другие ценности. Не стало заказов — людям было не до искусства. А чем, скажите, свободному художнику заработать на хлеб?



Приходилось писать то, что не залеживалось. Картина «В предбаннике», например, как раз из той серии. По признанию самого художника, на банную тему он написал более 80 картин. Повторяться — значит остановиться в развитии, поэтому все банные сюжеты — разные. Один из покупателей заказал сорок картин, видимо, на перепродажу. Позже до автора дошли слухи, что одна из работ этой серии на аукционе в Израиле была продана за 30 тысяч фунтов стерлингов. Е. Пайманов и сам не знает, в чьих руках остальные картины.

Он редко дает о себе знать, на родину не приезжал более десяти лет. Поэтому, наверное, жителям республики художник мало знаком, хотя в Ядринском районе Евграфа Семеновича — уроженца деревни Мурзакасы — хорошо знают. Когда-то в молодости в родном районе организовал персональную выставку. До сих пор помнит, как в доме механизаторов работал. Там ему выделили помещение, и он писал механизаторов, в основном для образов будущих картин. Ему позировала и непоседливая ребятня. В Ядрине были написаны многие портреты, картина «Проводы русской зимы», которая была выпущена американцами в виде развернутой открытки.

С 1974 года Евграф Семенович живет в Санкт-Петербурге. Знаний, полученных на художественно-графическом факультете пединститута, ему показалось мало, и он поступил на архитектурный факультет института имени И. Репина Академии художеств. Проучившись два года, понял, что это не его стезя. В 1976 году Е. Пайманов снова поступает в этот институт, но уже на факультет живописи, который оканчивает в 1982 году. По направлениям обкома комсомола молодой художник трижды побывал в длительных творческих командировках в Тюменской области. Можно было выбирать и другие маршруты, но, побывав разок в краях нефтяников, он навсегда полюбил тундру, стоянки оленеводов, рыбаков. «Кто видел в полете диких гусей, тот никогда не забудет эту картину. Часами кружат, — вспоминает Евграф Семенович. — А как красиво цветет тундра… Прекрасна она и в августе, сентябре. Я не раз любовался северным сиянием. Это бесподобное зрелище. Но самое захватывающее — это сама тундра. Вокруг тебя вечность, бесконечность, безмолвие, в 500-600 километрах вокруг ни души».

Смутное время помешало художнику завершить серию северных произведений. С собой в Ленинград он привез огромное количество этюдов, слайдов, фотографий. Многие из них еще дожидаются своего часа.

В последние годы Е. Пайманов увлекся историей Петербурга, эпохой Петра Первого. По его мнению, это самый интересный период, когда неуклюжая, неотесанная, бородатая Россия превращалась в культурную державу. Много интересного для художника находит он и в личности самого Петра Первого. Так появилась серия сюжетных картин на историческую тему. Произведения нашего земляка-живописца хранятся в коллекциях США, Канады, Финляндии, Франции, Италии, Израиля, Китая и других стран. Иллюстрации его картин ежегодно выходят в каталоге «Весь Петербург».



"Советская Чувашия"
12 августа 2005
00:00
Поделиться