Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

У АРХИВИСТОВ РАБОТЫ ПРИБАВИЛОСЬ

До вступления в силу закона о местном самоуправлении остается всего полгода. Он призван внести в нашу жизнь немало изменений. С одной стороны, сельские и городские поселения получают более широкое поле деятельности, с другой — повышается их ответственность. Готовы ли мы к таким переменам?

Переход к новому этапу развития волнует многих, в том числе и архивистов. В поселке Вурнары прошел “круглый стол” на тему: “Муниципальный архив как центр сохранения и использования информационных ресурсов по истории поселений”. Вел его заместитель министра культуры, по делам национальностей, информполитики и архивного дела — начальник управления по делам архивов А. Выйкин. В дискуссии приняли участие и гости — руководители архивных служб Удмуртии, Татарстана, Марий Эл, Мордовии, Кировской, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Ульяновской областей.

Благодаря стараниям архивистов, историков, краеведов в Чувашии собрана богатая история края. Четвертую часть документов, хранящихся во всех архивах республики, составляют документы муниципальных архивов. Это — фонды органов местной власти и управления, колхозов и совхозов, промышленных предприятий, общественных организаций, отдельных граждан. Используя столь богатый материал, краеведы и историки в последние годы выпустили более ста книг. Многие из них были представлены на выставке “Моя малая родина”. Некоторые города и районы уже имеют свои энциклопедии.

Интересную мысль высказал краевед В.Григорьев. Он предлагает наладить контакты с Пенсионным фондом, где накапливаются точные сведения о человеке. Через некоторое время после его смерти документы уничтожаются и исчезает один из источников информации. А ведь эти сведения можно использовать для пополнения архивных фондов.

В каждом регионе есть разнообразный положительный опыт формирования архивов. А вот электронные книги пока редкость. Это уже технология XXI века. Гости с большим интересом просматривали электронное издание “Знакомьтесь: города и районы Чувашии”.

По новому закону администрации поселения должны будут заниматься созданием своего архивного фонда, временным хранением документов, а районы — формированием и содержанием муниципальных архивов. Туда же перейдут на долговременное хранение фонды поселений. Значит, придется позаботиться о выделении и оснащении помещений, обеспечении сохранности документов, подготовке кадров и оплате их труда. Определенных навыков и знаний требует сбор документов. Летопись современных населенных пунктов составляется не только на бумаге. Следовательно, предстоит освоить аудиовидеоаппаратуру, компьютерную технологию. Где найти на все это средства?

Со временем муниципальные архивы должны занять особое место в культурной жизни сельских поселений и городских округов. Надо признаться, сегодня их сотрудники не готовы к такой ответственной работе. Главный тормоз — отсутствие нормативно-правовой базы. Возьмем Чувашию. Только шесть из 25 муниципальных архивов являются самостоятельными органами, деятельность остальных регулируют отделы культуры райгорадминистраций. Архивисты из других регионов тоже пока не имеют четкого представления об организации своей работы в новых условиях. Причина та же: нет правовой базы. По мнению руководителя комитета по делам архивов Республики Марий Эл С. Мариновой, требуются сразу два закона: об архивном деле субъектов федерации и об архивном деле муниципальных образований. Архивисты с надеждой взирают на федеральное агентство: ускорит ли оно принятие необходимых законодательных актов?



"Советская Чувашия"
05 июля 2005
00:00
Поделиться