Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

В ТИШИ ПОГОСТА ПОМОЛЧИМ О ВЕЧНОМ

В это воскресенье православная церковь празднует день Святой Троицы. С ним неразрывно связана и святая родительская суббота, отмечаемая сегодня. По традиции накануне великих праздников или после совершается поминовение усопших. Считается, что церковь составляют не только живущие, но и умершие (церковь небесная). И праздники они должны встречать вместе, в духовной связи. Поэтому в Святую Троицу молятся и за души усопших. Молятся не только в России, но и в Греции, Сербии, Болгарии, Палестине, Америке — везде, где живут православные. Потому эта родительская суббота и называется вселенской.

Почитание предков прививается с малых лет.

В советские времена многие обряды были забыты. Но традиция посещать кладбища в святую родительскую субботу сохранилась, хотя и претерпела большие изменения. Нынче многие ходят на погост, толком не осознавая, для чего это нужно. А другие развивают такую “самодеятельность”, что все перемешивается. Чего только не увидишь, бывая на кладбищах в день поминовения. Кстати, проводят его в районах республики в разные сроки: начиная от четверга и кончая воскресеньем. Многие погосты в эти дни, к нашему стыду, превращаются в зеленые “рестораны” под открытым небом, а само поминовение для многих становится поводом лишний раз выпить. Пришедшие помянуть усопшего нередко начинают разговор о своих заботах и печалях или решают отвлеченные деловые вопросы, забывая о цели своего визита на святое место. Молодежь даже здесь порой не может обходиться без громкой музыки. Где выпивка, там ссора, ругань. Какой уж тут покой усопшим? От многих приходилось слышать, что на поминовение близких они ходят до родительской субботы только лишь потому, что не хотят видеть это безобразие. Бескультурье на кладбищах — это неуважение и к памяти усопших, и к живым.

После родительской субботы почти под каждым крестом видишь тарелки с едой, стаканы, наполненные вином. Неудивительно, что бездомные люди и алкоголики на несколько дней “прописываются” на кладбище. Распивать спиртное на могиле, поливать вином холмик — большой грех. Единственное, в чем нуждается усопший, это наши молитвы об упокоении его души.

“Кладбище — такое же святое место, как и храм. Мы должны вести себя там с особенным благоговением к памяти тех, кто похоронен. Ведь это и наш будущий дом. Когда-нибудь мы все туда придем. Никто на земле не вечен. Потому-то за этим местом тоже уход нужен”, — считает иерей Сергей Пушков, священник Введенского собора.

Побывав на некоторых кладбищах накануне Святой Троицы, мы поняли, что многим живым некогда думать об умерших. На новом кладбище у села Кугеси трава по пояс. Пожилая женщина на могиле сына серпом косит траву. Приходят те, кто помнит и скорбит, а кто похоронил близкого и забыл о нем — того не заставишь идти на “богову делянку”.

Татарник выше памятника.

На Цивильском кладбище встретили старушку с внучатами. Больше всего нас удивил старшеклассник Костя, который каждый год бывает здесь и знает местонахождение могил всех родственников вплоть до пра-прадеда. Часть захоронений находится внутри родовой ограды, часть — за оградой. Все в одном месте. Вокруг могил — чистота и порядок. Это при том, что кладбище давно превратилось в густой лес, местами не то что могил — крестов не видно.

Многие горожане, уроженцы сельских мест, завещают похоронить себя на малой родине, где лежат предки. Они надеются, что уж там-то их могила не окажется в запустении. Но и на родном погосте скорбные холмики могут зарасти бурьяном (такую картину мы увидели, например, на кладбище деревни Пархикасы Чебоксарского района).

Впрочем, тем, кто уснул вечным сном, наверное, все равно, что растет на их могиле. Стыдно должно быть живым.



"Советская Чувашия"
18 июня 2005
00:00
Поделиться